Французский суд второй раз отказал российским властям в экстрадиции петербургского бизнесмена, основателя группы «Осло Марин» Виталия Архангельского. Там приняли во внимание нежелание самого предпринимателя покидать зарубежье, а также печальный опыт России в содержании под стражей таких заключенных, как Сергей Магнитский.
В распоряжении «Фонтанки» оказалась мотивировочная часть решения французского суда Экс-ан-Прованса, на прошлой неделе повторно отказавшего российским властям в требовании выдать находящегося на территории Франции бизнесмена Архангельского. В ней орган Фемиды ссылается в основном на отсутствие доказательств у российских правоохранительных органов в отношении бизнесмена. В частности, французским властям так и не удалось ознакомиться с какими-либо неопровержимыми доводами вины бизнесмена в мошенничестве и отмывании денег, в которых его обвиняют. Также «сбивчивыми и расплывчатыми» показались суду доводы отечественных следователей о налоговых преступлениях Архангельского.
В целом французский суд решил, что если у бизнесмена и были прегрешения, то он может искупить свою вину лишь штрафами. А экстрадировать человека можно, только если на родине ему светит лишение свободы, причем на срок более 2 лет. То есть выдворять из страны можно лишь злостных преступников, к которым петербургский бизнесмен, по мнению французских властей, не относится.
По данным суда Экс-ан-Прованса, на окончательное решение об отказе в экстрадиции также сильно повлияли поведение российских прокуроров и представителей пенитенциарной системы. В частности, судьи ссылаются на давление, которое оказывали на них представители российской стороны в рамках процесса по делу Архангельского. Например, некорректными и неуважительными к суду были признаны высказывания замгенпрокурора после того, как в ноябре 2011 года суд первый раз отказался высылать бизнесмена. По данным иностранной Фемиды, он назвал ее действия «самоуправством», тем самым нарушив «элементарную вежливость и общепринятые при осуществлении международного сотрудничества нормы».
Кроме того, французский суд сообщил, что попросту опасается выдавать опального бизнесмена российским властям из-за таких процессов, как дело ЮКОСа и дело Сергея Магнитского. Последний, напомним, после 11 месяцев предварительного заключения скончался в больнице следственного изолятора. Его гибель вызвала широкий общественный резонанс не только в России, но и за рубежом.
Напомним, Виталий Архангельский до эмиграции возглавлял в Петербурге созданную им многопрофильную структуру «Осло Марин», основными видами бизнеса которой являлись: портовые и шипинговые услуги, страхование, лизинг, девелоперские проекты, переработка и реализация леса. В собственности компании находился порт Выборгский, морской перегрузочный терминал "Онега", специализирующийся на перевалке ро-ро-грузов, Выборгская судоходная компания и Западный терминал. Консолидированные активы холдинга, по данным на конец 2008 года, составляли 30 миллиардов рублей. Но в связи с кризисом в 2008 году у бизнесмена возникли серьезные финансовые затруднения. В марте 2009-го группа компаний перестала выполнять обязательства по взятым кредитам. В июне структура заявила о необходимости банкротства одного из ключевых предприятий — ООО "Выборгская судоходная компания".
В июне 2009 года интерес к деятельности "Осло Марин" проявили правоохранительные органы. 20 июня обыски прошли в офисах группы компаний, а также на Западном терминале и в ООО "Онега". В 2010-м в отношении бизнесмена были возбуждены уголовные дела. По версии следствия, в марте 2009 года Архангельский совместно с некими неустановленными людьми изготовил «Решение № 12» от имени ООО «Западный терминал» (фирма входит в группу) для получения кредита в петербургском филиале ОАО «Морской акционерный банк». Как полагают в правоохранительных органах, появление уже самого решения является нарушением закона, так как официально Архангельский не является единоличным руководителем Западного терминала, соответственно, он не мог самолично принимать решения о заключении фирмой крупных сделок, в том числе связанных с получением кредита. Как бы то ни было, документ был представлен в банк, который, в свою очередь, принял положительное решение и перечислил на счета Западного терминала 56,5 млн рублей.
Это, разумеется, не самая большая долговая нагрузка, которая приписывается Архангельскому. Общие займы "Осло Марин" исчисляются в миллиардах. Самый крупный кредитор - Банк "Санкт-Петербург" - одолжил компании порядка 4 миллиардов рублей. Еще по миллиарду в OMG инвестировали ВТБ и банк "Возрождение".
У бизнесмена, впрочем, свой взгляд на события. Он полагает, что стал жертвой неуемной жадности российских банкиров.
Маша Могилевская, «Фонтанка.ру»
Ранее по теме:
"Виталий Архангельский взял под контроль карманные расходы президента банка «Санкт-Петербург»"