Пока полиция ищет памятную доску политическому деятелю начала XX века Моисею Урицкому, а в Музее городской скульптуры сетуют, что «ничего нынче на улицу из-за вандалов не повесишь», националисты готовят новые акции. По словам представителя «Русской партии» Николая Бондарика, уничтожение доски Урицкого — это лишь первый шаг для того, чтобы убрать с карты Петербурга имена «кровавых» политиков.
Накануне днем читатели «Фонтанки» стали очевидцами акта вандализма: буквально на их глазах с фасада дома 9 по 8-й линии Васильевского острова исчезла мемориальная доска революционеру Моисею Урицкому. По их данным, табличка была снята некими молодыми людьми и расколота. По другим данным, табличку погрузили в «Газель» и увезли неизвестные, одетые в спецодежду, напоминающую форму городских служб. К вечеру «моральную ответственность» за произошедшее взяла на себя «Русская партия».
Несмотря на это признание, еще утром выдвигались различные версии произошедшего — вплоть до того, что мемориальную доску забрали на реставрацию сотрудники Музея городской скульптуры, в чьем ведении она находится. В музее эту версию отвергли. «Доска гранитная, была в хорошем состоянии, демонтировать ее было незачем», - рассказал «Фонтанке» директор учреждения Владимир Тимофеев. По его словам, данная доска была установлена в 1968 году, сделана архитектором Егоровым. Музей и администрация района параллельно обратились в правоохранительные органы с заявлением о пропаже памятного знака. «Это очень печальный факт, что ничего нельзя повесить на улице, сколько актов вандализма. Общество у нас больное», - сокрушается Тимофеев.
Оппозиционный политик Николай Бондарик, с чьего телефона в редакции городских СМИ вечером 17 июня поступили смс-«признательные показания», вовсе не считает совершившееся вандализмом. «В Петербурге нет места памяти о палачах русского народа. Я думаю, что нас поддержат даже коммунисты, ведь Урицкого называли кровавой собакой хуже Дзержинского, его никто не любил», - заявил Бондарик «Фонтанке». По его словам, вопрос о снятии доски, как и о переименовании некоторых улиц, не раз поднимался националистами при общении с городскими структурами, однако ни к какому результату это не привело, поэтому оппозиционеры перешли к другому способу решения проблемы. «В ближайшее время ждите сообщения о новых акциях», - пообещал «Фонтанке» Бондарик, подчеркнув, что его сообщники берут на себя лишь моральную ответственность за содеянное.
Отметим, что представители различных политических движений не раз высказывали недовольство топонимическими реалиями Петербурга. Год назад движение «Солидарность» провело шествие в честь 20-летия референдума по переименованию города из Ленинграда в Санкт-Петербург. Оппозиционный марш прошел по улице Ленина, которой активисты требуют также вернуть историческое название — Матвеевская. А представители социального пресс-клуба и радиостанции Санкт-Петербургской митрополии «Град Петров» осенью предлагали Полтавченко и топонимической комиссии ввести черный список имен людей, «запятнавших себя преступлениями против человечества». В предложенном списке значатся фамилии Ленина, Дыбенко, Крыленко, Антонова-Овсеенко, Урицкого, Володарского, Войкова, Кирова, Калинина, Дзержинского, Луначарского, Кржижановского, Нахимсона, Свердлова и других деятелей.
Не так давно в Петроградском районе неизвестные облили краской памятную надпись и портрет первого секретаря Ленинградского обкома КПСС Григория Романова. В 2011 году после открытия доски на доме 1/5 по улице Куйбышева активисты партии «Яблоко» заявили: "Легкой жизни этой доске не обещаем".
Отметим, что вопрос о переименовании центральных улиц Смольный обсуждал с горожанами на страницах Интернета, в том числе голосование проходило и на «Фонтанке.ру». По итогам губернатор Петербурга Георгий Полтавченко принял решение отложить вопрос, а если точнее - ввести трехлетний мораторий на переименование исторических улиц. По словам вице-губернатора Василия Кичеджи, такое решение было принято, так как мнения людей разошлись. В течение трех лет чиновники лучше изучат общественное мнение, а также займутся просветительской работой.
Ксения Клочкова, «Фонтанка.ру»
Поделиться