Реклама

Сейчас

+2˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+2˚C

Пасмурно, Небольшие дожди

Ощущается как -1

3 м/с, южн

748мм

89%

Подробнее

Пробки

2/10

Реклама

Принцесса на распутье: «Белоснежка и охотник»

2198
ПоделитьсяПоделиться

Выход фильма Руперта Сандерса «Белоснежка и охотник» сопровождался весьма впечатляющим трейлером: живописные горные пейзажи, монументальные битвы, виды средневекового замка, волшебный лес, населенный фэйри. Шарлиз Терон в золотом наряде, раскрыв рот пошире, в один присест высасывает «жизнь» (в виде потока светящихся частиц) из трепыхающейся в воздухе Лили Коул. Стаи воронов на белом снегу, погони и магия – и все это, как водится, в динамичной нарезке выразительных кадров. Однако, как это нынче случается все чаще и чаще, двухчасовой фильм оказался всего лишь «исходным материалом» для трейлера, набором эпизодов, не вошедших в рекламный ролик.

Сама идея – транспонировать сказку братьев Гримм в жанр фэнтези – представляется весьма продуктивной. В экранизациях волшебных историй мода на умилительный и лукавый диснеевский стиль временно прошла (студию Диснея теперь спасают пираты), взамен возникла кино- и телемода на фэнтези, триумфально начатая «Властелином колец» и продолженная «Игрой престолов». Суровый и героический мир мечтательных подростков, погружающий сказочные архетипы в квазисредневековую реальность, - исследован и освоен кинематографом далеко не до конца. Не выходя за рамки жанра, он предоставляет автору удивительно разнообразные возможности как по стилю, так и по содержанию: от шекспировских хроник или рыцарских романов до упражнений в сравнительной мифологии или смелых визионерских опытов.

Однако превращение детской сказки во взрослую легенду ничуть не избавляет от необходимости рассказать внятную, желательно захватывающую историю. К примеру, в снятой в конце 90-х «Белоснежке. Страшной сказке» (с драматически безупречной Сигурни Уивер в роли Злой Мачехи) это удалось вполне. «Белоснежка и охотник» начинается традиционно и вроде бы многообещающе: жила-была прекрасная королева, уколола царственный пальчик о шип розы и загадала родить дочь, красотой подобной капелькам алой крови на белом снегу. Дальше, как водится, «жили-были» - и вот уже большеглазая и несколько веснушчатая малютка-принцесса поражает всех своей дивной прелестью и копошится в саду вместе с приятелем, сыном местного герцога. За скоропостижной смертью королевы следует другая беда: внезапное нападение на королевство таинственной черной армии под кроваво-красными стягами. Король во главе войска отважно бросается в битву, но вражеские солдаты с одного удара меча раскалываются на мелкие кусочки черной слюды. Победным королевским трофеем оказывается благодарная пленница таинственного противника – белокурая и соблазнительная дива, то есть Шарлиз Терон. Вдовец молниеносно становится новобрачным, и столь же быстро – трупом, поскольку невеста на брачном ложе, зловеще, но бегло огласив список обид, нанесенных ее самолюбию мужчинами, решительно закалывает короля.

Характерно, что даже для того, чтобы изложить экспозицию, режиссеру приходится прибегать к закадровому голосу неизвестного рассказчика. Потому что собственными режиссерскими средствами сложить повествование не получается, требуются пояснения. Сюжет ветвится и запутывается, как тропки на болоте в мрачном Темном лесу, мотивы Королевы все время приходится уточнять, то и дело напоминая о проклятии, которое дословно, похоже, даже она сама запомнила с трудом: в традиционный мотив угрозы от той, «что на свете всех милее», вводится некромантский мотив «исцеляющего яда» - трепещущее сердце невинной Белоснежки станет лучшим косметическим, а заодно и политическим средством для стареющей Королевы. Попутно множатся второстепенные персонажи (Охотник в фильме положительный герой, значит, нужен герой отрицательный – пусть у Королевы будет противный брат), какие-то третьестепенные страдающие селянки «уравнены в правах» и хронометраже с семью гномами – разогнать фильм до двух часов для режиссера-дебютанта оказалось сложновато. Произвольно монтируются флеш-бэки (где-то во второй половине фильма неожиданно возникает воспоминание Злой Королевы о магическом обряде, совершенном над ней в детстве, который все равно мало что объясняет). «Спасение в последнюю минуту» каждый раз выглядит в последнюю же минуту и придуманным: к примеру, услужливо подсунутого авторами белого коня, клубочком свернувшегося в ямке в ожидании побега Белоснежки, не объяснить даже магией.

Режиссер Сандерс зримо воплощает аллегорию «витязь на распутье». Весь фильм он решает, быть ли ему Питером Джексоном - и организовать для Белоснежки и Охотника квест в болотной грязи и битву с троллем, а для всего братства людей и гномов доброй воли – проход цепочкой по горам и спуск в местное отделение пещер Мории (с покадровыми цитатами). Или же стать ему Ридли Скоттом – и любоваться рыцарской конницей, галопирующей на фоне морского прибоя, взмахами мечей, мельтешней кадров в батальной сцене или маловразумительными зажигательными речами Белоснежки в образе Жанны д`Арк при свете факелов. Не мог сделать окончательный выбор режиссер и между Клайвом Льюисом (выпуская на совершенно нарнийскую поляну, кишащую бабочками, эльфами и глазастыми, как в Рязани, грибами гигантского Белого Оленя, благословляющего Белоснежку) и Стефани Майер (мало того, что Кристен Стюарт и здесь застыла со страдальческим выражением лица девушки, которой жмут туфли, так еще и сценаристы вновь заставляют ее героиню оказываться в «сумеречном» центре неразрешимого любовного треугольника, где оба кавалера готовы вести унылые разговоры о том, у кого больше прав на возлюбленную и кто чем пожертвовал).

Как и в предшествовавшей версии «Белоснежки» - в недавней остроумной и нарядной сказке Тарсема Сингха – магическое Зеркало явно отдает предпочтение Злой Королеве. И Джулия Робертс, и Шарлиз Терон сыграли неизмеримо более интересно и разнообразно, нежели их юные визави. И дело тут не в эффектности злодейства (хотя нефтяная лужа, превращающаяся в вороной плащ королевы, выглядит потрясающе) – а в актерском и личностном масштабе: вот Дженнифер Гудвин, сыгравшая Белоснежку в недавнем сериале «Однажды» (он же «Жили-были»), сумела сделать добро эффектнее зла. Впрочем, маловыразительную и так и не определившуюся с выбором жениха Белоснежку Кристен Стюарт, застывшую в финале с короной на голове и расцветшей сухой хворостиной в руках, явно ожидает вторая серии приключений. 

Лилия Шитенбург,
«Фонтанка.ру»
Universal Pictures International (Россия)

ПоделитьсяПоделиться

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close