22 июня на ПМЭФе наконец подписали все финансовые документы по обсуждающемуся весь последний год строительству центрального участка ЗСД. Произошло это в атмосфере шума и суматохи. В небольшой комнате, где губернатор, министр транспорта РФ и банкиры расписывали 212 млрд рублей, скопилось несколько десятков человек – представители компаний и ведомств, связанных с проектом. В шум вслушивался корреспондент «Фонтанки».
В небольшом помещении, где прошло подписание финансовой документации по строительству центрального участка ЗСД, рублю было негде упасть. Представители банков, строительных компаний, городских и федеральных властей – каждый, кому предстояло поставить подпись под многостраничным документом, посчитал нужным прийти не один, а с целой делегацией.
Добавьте к этому еще несколько десятков журналистов, представьте комнату площадью в 60 кв. м, и вы поймете, что финансовое закрытие проекта общей стоимостью в 212 млрд рублей прошло в атмосфере, больше свойственной восточным базарам.
Возможно, такое впечатление создавалось еще и потому, что во главе стола сидел министр энергетики Турции Танер Йилдиз: его появление объясняется тем, что одним из подрядчиков проекта является турецкая IC Holding. Рядом с ним расположился губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, который был явно недоволен тем гвалтом и суматохой, которые царили в комнате. Наконец, по правую руку от главы города расположился бывший чиновник Смольного, а ныне министр транспорта РФ Максим Соколов. Его царивший хаос не смущал абсолютно – всю церемонию на его лице светилась улыбка.
Причина такой радости объясняется просто: проект строительства ЗСД разрабатывался в его бытность на посту главы комитета по инвестициям и стратегическим проектам Смольного. «Это наша общая победа, достичь которую мы могли только вместе», – крикнул он знакомым уже после окончания церемонии, выходя из зала. А также добавил, что «точка невозврата пройдена», явно имея в виду, что все документы подписаны, и заморозить проект, как многие другие инициативы времен Валентины Матвиенко, новая смольнинская администрация уже не сможет. Впрочем, опасения его напрасны — проект считает ключевым и новая администрация города.
Таких инфраструктурных проектов, и правда, никогда не было в Петербурге, а такой сложной финансовой схемы – и подавно. Реализовывать строительство центрального участка ЗСД будет ООО «Магистраль Северной Столицы» – консорциум с участием ВТБ, Газпромбанка, итальянской Astaldi и вышеупомянутой турецкой IC. 60 млрд рублей на строительство центрального участка ЗСД предоставят российские и иностранные банки: 25 – Внешэкономбанк, 10 – Евразийский банк развития, 8 – Европейский банк реконструкции и развития, 9,5 – ВТБ, 9,5 – Газпромбанк. Помимо этого, «Магистраль Северной Столицы» потратит 10 млрд собственных средств, которые были внесены учредителями – все теми же ВТБ и Газпромбанком.
Помимо частных и государственных банков, свои деньги внесет и бюджет: правительство РФ предоставит 51 млрд, 54 млрд – бюджет Санкт-Петербурга. Правда, эти 54 млрд будут петербургскими только формально - их выделят все из того же федерального бюджета в городскую казну, откуда они уже пойдут на ЗСД. Наконец, на проект будут направлены 25 млрд рублей, которые город получил за счет размещения облигаций ЗСД. В итоге, после реализации этой сложной схемы, в металл и бетон будет направлено 212 млрд рублей.
При этом, как известно, освоить эти деньги «Магистраль Северной Столицы» намерена в рекордно короткие сроки – к концу 2015 года. Здесь уместно будет напомнить, что по своей сути центральный участок представляет собой один большой мост, а сухопутных участков будет два – от развязки в районе Екатерингофки до Морского канала в порту и в западной оконечности Васильевского острова. Остальная часть – сплошные переправы: через Морской канал, через Большую Неву, через Петровский канал, а затем – в обход Крестовского острова. Помимо этого, будет и один тоннель – под рекой Смоленкой на Васильевском острове.
Основными подрядчиками, которым предстоит за 2,5 года возвести такое уникальное сооружение, станут итальянская Astaldi и турецкая IC. Как сообщил генеральный директор ОАО «ЗСД» Игорь Лукьянов, работы могут начаться уже в сентябре-октябре. При этом он заверил, что, при анализе предложения «Магистрали Северной Столицы» во время проведения конкурса, специалисты изучали в том числе и техническую возможность построить центральный участок в столь короткий срок, а не просто доверились обещаниям консорциума. Если самый сложный отрезок ЗСД и правда удастся возвести за такое время, то главным исполнителям проекта впору будет присвоить звание героя России.
Сколько будет стоить проезд по всему Западному скоростному диаметру, когда будет сдан в эксплуатацию центральный участок, пока не сообщается; напомним, что южный будет полностью готов этим летом, северный – к концу года. Известно только, что Смольный гарантировал концессионерам минимальный годовой доход с платной трассы в 9,6 млрд рублей: если сборы будут меньше этой суммы, то бюджет вынужден будет компенсировать разницу, если больше, то 90% дохода будет уходить инвестору, 10% - Петербургу.
Кстати, как стало известно сегодня в кулуарах ПЭФа, в ближайшее время будет поднята плата за проезд по уже действующему участку ЗСД – об этом корреспонденту «Фонтанки» сообщил старший вице-президент ВТБ, бывший вице-губернатор Юрий Молчанов. Назвать точную сумму он отказался, заметив, что подорожание будет незначительным, а необходимость повышения вызвана инфляцией. Напомним, что сейчас владельцы легковых машин должны платить за проезд 30 рублей, грузовых – 100 рублей.
Андрей Захаров, Маша Могилевская