Очередное противостояние развивается между крупнейшим городским перевозчиком и Смольным. В маршрутках "Питеравто" отказываются принимать "Подорожник". В комитете по транспорту обещают, что для борьбы с саботажем пойдут даже на расторжение договоров.
В Петербурге разгорается скандал, связанный с возможностью использовать «Подорожник» в маршрутках. Крупнейший перевозчик «Питеравто», обслуживающий 30% рынка, отказывается принимать эту карту, повесив предупреждающие объявления в своих микроавтобусах. В комитете по транспорту обещают, что для борьбы с саботажем пойдут даже на расторжение договоров.
Официально проект по использованию «Подорожника» для оплаты проезда в маршрутках стартовал 1 июня, однако первые две недели он проходил в тестовом режиме – именно такой срок Смольный дал перевозчикам на раскачку. В течение этого времени водители должны были научиться использовать валидаторы, выданные комитетом по транспорту, а сами компании – привыкнуть к тому, что часть выручки приходит не в этот же день, а через четыре, пока транзакция с карты дойдет до их счетов.
Отметим, что речь идет об использовании «Подорожника» как электронного кошелька, на котором лежит определенная сумма денег, а не как обычной БСК, на которую, например, закодирован единый месячный билет.
18 июня тестовый режим закончился: как заявил на прошлой неделе глава комитета по транспорту Станислав Попов, отныне если у водителя нет валидатора или техника неисправна, то пассажир имеет право ехать бесплатно, так как невозможность снять деньги с карты – это не его проблема. И вскоре после этого заявления крупнейший перевозчик «Питеравто» открыто выступил против внедряемой Смольным системы.
С конца прошлой недели в маршрутках «Питеравто» появились объявления: оплата осуществляется только за наличный расчет, то есть из реального, а не электронного кошелька. В самой компании «Фонтанке» подтвердили, что перевозчик не принимает «Подорожник» на коммерческих маршрутах, поскольку уверены: перед его внедрением комитет по транспорту должен был заключить дополнительное соглашение к действующему договору и прописать в нем возможность оплаты проезда с помощью этой карты. Кроме того, по версии «Питеравто», подведомственное комитету ГУ «Организатор перевозок» должно было подготовить соглашение, в котором бы регламентировалось использование ручных валидаторов, которые были выданы Смольным, – чего сделано не было.
В комитете по транспорту отреагировали на демарш «Питеравто» достаточно жестко, охарактеризовав его как «грубое нарушение» действующего законодательства. Как говорят в ведомстве, в типовом договоре на обслуживание любого маршрута прописано, что перевозчик обязуется принимать все проездные билеты, которые официально используются в городе, а значит, и «Подорожник». Что же касается валидаторов, то их выдача и эксплуатация регламентированы специальным постановлением КУГИ, и выпускать дополнительное распоряжение комитет просто не имеет права.
Сейчас ведомство ведет проверки того, принимают ли коммерческие перевозчики «Подорожник», и особенное внимание в ходе этих рейдов уделяется именно «Питеравто», а также принадлежащему ему «Вест-Сервису». А учитывая общую позицию перевозчика к «Подорожнику», спрогнозировать итог этих проверок несложно – оплатить проезд с помощью «электронного кошелька» контролеры не смогут, после чего в адрес «Питеравто» будет направлено предостережение. Несколько таких бумаг уже ушли в офис компании, и, как говорят в комитете, если точно такое же нарушение будет выявлено на данном маршруте еще раз, то договор на его обслуживание будет разорван.
Впрочем, перевозчик имеет право опротестовать любое решение Смольного в арбитражном суде, и, как говорят специалисты, возможно, у адвокатов «Питеравто» есть какой-то юридический козырь в рукаве – иначе компания не пошла бы на открытое противостояние с городским правительством. Отметим также, что другие перевозчики также еще не до конца освоили «Подорожник»: так, за несколько прошедших дней корреспондент «Фонтанки» дважды проехался на маршрутках «ПТК» бесплатно – в первом случае у водителя не было валидатора, во втором он просто не работал. Правда, водители даже не стали требовать наличной платы – махнув рукой, они говорили: «Езжай так».
Глава Ассоциации перевозчиков пассажиров Василий Киселев отмечает, что не удивлен демаршу "Питеравто", хотя и не разделяет той формы, в которой он выражен. По его словам, еще в феврале перевозчики просили комитет по транспорту разработать четкий регламент использования валидаторов в маршрутках, в котором были бы отражены все нюансы - от его передачи в парки до того, кто будет его ремонтировать по истечении гарантийного срока. Как говорит эксперт, если бы "Подорожник" внедрялся с учетом внутренней специфики каждого перевозчика, а главное - не спеша, а не в течение нескольких недель, то компании постепенно сами бы увидели его преимущества и с удовольствием использовали.
Андрей Захаров, "Фонтанка.ру"