3 июля в Петербурге включилась машина времени. 30 светских франтов курсировали по центру города на старинных велосипедах. Мелькали спицы большеколесных «пенни-фартингов», звучал клаксон «боншейкера» образца XIX века. Увиденное – не фантастика, а первая в России реконструкция исторического велопробега. Такие события будут происходить в Северной столице регулярно.
Илья Трусов
Цилиндр. Красный галстук. Изысканный бежевый фрак. Чешский коллекционер Юрий Фиала крутит педали старинного велосипеда. Переднее колесо на добрых полтора метра возвышается над землей, заднее едва достигает в высоту полуметра. «Пенни-фартинг» – самую популярную в конце XIX века модель двухколесного коня – 3 июля можно было увидеть в центре Петербурга.
Повод встретиться с историей – пробег на ретровелосипедах, стартовавший вечером на площади Искусств. Вслед за Фиалой движется вереница из 30 людей: девочка в розовом платье сигналит в клаксон «боншейкера» – велосипеда с деревянными колесами без шин.
Дама в клетчатом платье уверенно управляет белым «пенни-фартингом». Как окажется позже, большинство из необычных машин – все-таки не оригиналы, а точные копии старинных красавцев, выпущенные в последнее десятилетие. Что не умаляет восторга петербуржцев. «Смотри, какие чуваки едут!» – приветствует колонну группа неформалов с выкрашенными в красный цвет волосами. «Бабушка, как ты думаешь, а я бы смог на таком прокатиться?» – спрашивает 12-летний петербуржец Даниил, зарисовывая в блокнот необычную сцену.
Двухколесная любовь
Целью заезда, прошедшего по набережной канала Грибоедова, Марсову полю, Дворцовой площади, стрелке Васильевского острова и Заячьему острову, впрочем, было не только позабавить жителей города. «Восстановить историю», – такую задачу преследовали организаторы, Санкт-Петербургское гоночное бюро. Это объединение появилось в 1897 году, тихо скончалось после революции, и почти век спустя было возрождено несколькими петербургскими энтузиастами.
«В нашей коллекции есть современные реплики, а также около тридцати настоящих “олдтаймеров”. Возраст некоторых моделей превышает 100 лет, – рассказывает «Фонтанке» один из руководителей гоночного бюро историк спорта Юрий Лукосяк. – Первый – “Columbia” 1894 года выпуска – был найден во время поездки в Карелию: предприимчивая местная старушка пыталась сдать его в утиль».
Найден в подвале
Свалка, подвал, блошиный рынок. Места, где коллекционеры обретают свою любовь к двухколесной технике, как правило, довольно маргинальны. Президент Международного клуба любителей старинных велосипедов (International Veteran Cycle Association) Алан Кувьер, например, впервые увидел «ретроциклы» на чердаке одного французского особняка. «Мне было 14 или 15 лет. Я был подмастерьем у плотника, – вспоминает он. – Однажды меня попросили подняться наверх. Там стояло несколько старинных велосипедов. Тогда я так и не осмелился потрогать их или рассмотреть поближе. Зато несколько десятилетий спустя вернулся в этот дом и выкупил всю коллекцию».
Молодому латвийцу Тому Эренпрейсу, разъезжавшему по Петербургу в клетчатом твидовом костюме, преклонение перед старинной техникой, наоборот, перешло по наследству. Его прадед в довоенное время содержал собственную велосипедную фабрику. «До 1942 года он производил по 2 тысячи машин в год. Затем ему пришлось уехать из страны», – говорит Том. Сейчас молодой человек возобновил бизнес деда. А в промежутках между делами организует в Риге «твидраны» – велозаезды в стиле 30-40-х годов XX века.
Ждите продолжения
Демонстрация старинных велосипедов, ставшая обычным делом для многих европейских столиц, вскоре перестанет быть экзотикой и для Петербурга. Уже в сентябре в город на Неве, чтобы отпраздновать День Европы, съедутся более 300 любителей двухколесных «олдтаймеров» из Чехии, Франции, Бельгии, Италии, США, Англии и Новой Зеландии, обещают в гоночном бюро.
«В дальнейшем такие мероприятия планируется проводить ежегодно», – говорят организаторы. Кроме того, не исключено, что в 2016 году в Северной столице пройдет International Veteran Cycle Association Rally – крупнейшее событие, на которое съезжаются коллекционеры исторических велосипедов со всего мира. Впрочем, пока до 2016 года еще далеко, а гоночное бюро пытается решить более прозаические задачи: заинтересовать в двухколесных конях простых петербуржцев.
«Сейчас во многом повторяется ситуация конца XIX века – начала XX века, когда в нашей стране только зарождалось велодвижение. Оно держалось на энтузиазме нескольких людей, и лишь со временем смогло стать массовым спортом, – рассуждает Юрий Лукосяк. – Современная Россия находится в похожем положении: настоящих активистов немного. Но мы верим: как и сто лет назад, тренд переломить удастся».
Софья Вертипорох, «Фонтанка.ру»