Исторический центр Петербурга (но не основные улицы) может преобразиться: во дворах, с глухих торцов зданий, появятся автоматические каркасные паркинги. Такая идея родилась в КУГИ, а комитет по транспортно-транзитной политике, мучимый той же проблемой размещения машин в городе, отдаст 12 млн за исследование возможной стоимости парковки в центре.
Дополнительное парковочное пространство нужно Петербургу давно, и сегодняшние власти обсуждают самые разные идеи — от строительства дополнительных подземных гаражей до возведения парковок-башен, которые в 2009 году начали активно применять в столице.
Первая парковка-башня может появиться в центре Петербурга в недалеком будущем. Сейчас идея возведения «быстрых» и недорогих конструкций прорабатывается в Смольном.
Как сообщила глава комитета по управлению горимуществом Мария Смирнова, ответственными ведомствами прорабатывается возможность организации автоматических паркингов между домами в историческом центре. Такой проект, по ее словам, реализован в Москве.
И первый подобный паркинг может быть построен на Боровой улице. «Разумеется, размещение таких парковок не будет уместно на Невском проспекте, равно как и на других главных улицах города, а также во дворах жилых домов, - отметила глава ведомства. - Впрочем, мы уверены, что эти места будут востребованы у автомобилистов».
Паркинги-башни представляют собой легкие каркасные конструкции, которые крепятся к глухим торцам домов. Машины на этажи доставляет лифт. В среднем на этаже помещаются четыре машины. Таким образом в паркинге, пристроенном к пятиэтажному дому, можно разместить не более 20 машин.
Однако небольшая вместимость компенсируется дешевизной конструкции, а также малым сроком, который требуется на ее сооружение. Строительство такого паркинга занимает около месяца, тогда как на возведение подземной парковки требуются годы (если учесть проектирование и согласование в различных ведомствах). Себестоимость места в автоматической «башне» также ниже, чем в многоэтажном или подземном гараже. Она не превышает 300 тысяч рублей.
Впрочем, эксперты предостерегают Смольный от скоропалительных решений на эту тему. По опыту Москвы можно сказать, что довольно длительное время занимает согласование строительства «паркинг-пристройки» с собственниками зданий. В Петербурге такая работа может осложниться еще и тем, что многие здания в центре города находятся под охраной КГИОПа. Эти объекты никакими машинохранилищами оснащаться не могут. Так как подобных зданий в центре Петербурга немало, проект строительства паркобашен, скорее всего, не найдет массового применения.
Напомним, что ранее в Смольном вынашивали идею реконструкции под многоэтажные парковки аварийных зданий в центре. Однако даже предварительные подсчеты показали: реализация этой идеи будет слишком дорогой.
Пока же ведутся дискуссии, власти намерены заняться взиманием средств с автомобилистов, паркующихся у края проезжей части в центре. Так, 4 июля комитет по транспортно-транзитной политике вывесил на сайте госзакупок заказ на реализацию научного исследования, касающегося возможной стоимости места. Как подчеркивается в документе, выполнить работы стоимостью 12 миллионов рублей может любое физическое или юридическое лицо. Однако оно обязательно должно учесть в своих изысканиях опыт «не менее чем 6 городов Европы и не менее чем 1 города Северной Америки, Южной Америки или Азии», схожих с Петербургом.
Комитет уже определил, что важнейшей особенностью парковок в городе на Неве станут дифференцированные цены на их услуги. Фирма-победитель предоставит в КТТП не менее четырех вариантов тарифной сетки. Предполагается, что плата будет различаться в зависимости от района города, времени суток и дня недели. Зависеть она будет и от продолжительности, и от того, насколько близко от торговых и бизнес- центров, гостиниц, мест отдыха расположилось авто. Цены, кстати, тоже планируется сравнить с зарубежным опытом, причем сформировать их надо будет таким образом, чтобы «управлять спросом на парковки».
Обкатывать новую платную систему будут в специальной пилотной зоне, которую создадут в центральной части города. Однако какие точно территории войдут в ее границы, пока неизвестно: именно это должен будет решать исполнитель конкурса. На его усмотрение будет оставлен и вопрос о технических особенностях парковок. В ходе исследования будет решено, какой механизм будет выбран для взимания платы. Исполнителю поручено продумать возможные варианты государственно-частного партнерства и проанализировать, как в таком случае будут распределены риски между Смольным и его партнерами.
Маша Могилевская, Софья Вертипорох, «Фонтанка.ру»