В транспортном секторе Петербурга - снова громкий скандал. Год назад закончился суд над заместителем руководителя ГУ ДОДД Александром Лащом, а его непосредственный руководитель Андрей Корчагин, будучи уверенным в своей невиновности, предпочел покинуть родину из-за уголовного дела о мошенничестве. На минувшей неделе дело по той же 159-й статье УК РФ было возбуждено следственной службой УФСБ по факту хищения денежных средств уже в другом ГУ — «Организаторе перевозок». Его глава Владимир Михайлов взят под стражу.
Информация о происходящем пока весьма скупа - Владимир Михайлов уже встречался с адвокатом, но не факт, что его дальнейшую защиту будет осуществлять именно он. В связи с постоянно меняющейся обстановкой вокруг уголовного дела и самого Михайлова адвокат Валерий Халецкий в разговоре с «Фонтанкой» предпочел не вдаваться в детали уголовного дела о мошенничестве в особо крупном размере, фигурантом по которому проходит его клиент. Но, по данным «Фонтанки», сегодня защитник встречался с Михайловым в изоляторе на Шпалерной.
Официальные комментарии также скудны: уголовное дело по признакам преступления, предусмотренным частью 4 статьи 159 УК РФ, было возбуждено следственной службой УФСБ по Петербургу и области еще 21 июня. У слецслужб есть основания полагать, что в 2010 - 2011 годах в структуре ГУ «Организатор перевозок» совершались «хищения денежных средств от продажи проездных билетов», - сообщили «Фонтанке» в УФСБ. Участвовать в реализации преступной схемы могли в том числе и представители руководства государственного учреждения, считают в ФСБ . Впрочем, полный круг причастных лиц в настоящий момент устанавливается.
Чиновники же пока предпочитают отмалчиваться, хотя 4 июля в комитета по транспорту подтвердили «Фонтанке» задержание Михайлова.
Еще с конца прошлой недели во всех беседах с представителями ГУ и комитета по транспорту чувствовалось напряжение, однако никто не подтверждал факт задержания руководителя. Более того, полуофициальная версия отсутствия Михайлова звучала так — отпуск. Заместитель Кирилл Петренко исполняет обязанности. Пока собеседники «Фонтанки» отнекивались, в «Организаторе перевозок» проходили обыски.
По данным "Фонтанки", задержанию и помещению под стражу Михайлова предшествовало еще одно - в середине прошедшей недели сотрудники спецслужб задержали сотрудницу "Организатора перевозок", отвечавшую за обработку данных со стационарных и ручных валидаторов. Предположительно путем некоего умышленного вмешательства изменялись данные. Возможной целью таких перемен было увеличение субсидии из бюджета на возмещение затрат. Во время допроса женщина якобы заявила, что выполнять эти действия ее заставлял директор ГУ Владимир Михайлов.
Пока не совсем понятно, в чем именно подозревается сотрудница ГУ «Организатор перевозок» и директор ведомства. Однако на основе тех данных, которые есть у «Фонтанки», можно сделать определенные предположения. Сейчас вся информация по транзакциям с ручных и стационарных валидаторов сначала аккумулируется у перевозчиков (включая государственных), а затем поступает в ГУ «Организатор перевозок». Здесь все данные суммируются, и в конце каждого месяца на основе этих отчетов перевозчики получают бюджетную субсидию. Так, в 2012 году для автобусных компаний предусмотрено 5,6 млрд рублей.
Как полагают собеседники «Фонтанки», возможно, в ФСБ считают, что в итоговые ежемесячные отчеты вносились определенные коррективы – число транзакций, произведенных в транспортных средствах того или иного перевозчика, увеличивалось, чтобы компания получила большую субсидию. Правда, чтобы доказать это, нужно будет сверять месячные отчеты с ежедневными, то есть перепахать тысячи документов. Не исключено, что именно их и изымали в ГУ на минувшей неделе.
Любопытно также, что сам Владимир Михайлов с 2003 по 2008 год работал директором одного из крупнейших пассажирских перевозчиков – ГУП «Пассажиравтотранс», откуда и перешел на пост директора ГУ «Организатор перевозок». При этом, по словам источников «Фонтанки», у него были очень хорошие отношения с руководством некоторых транспортных компаний: к примеру, они часто вместе играли в футбол.
Транспортный сектор Петербурга лихорадит не первый год. Лидером по количеству скандалов можно считать ГУ «Дирекция по организации дорожного движения». Один из его руководителей Андрей Корчагин, проработал на должности главы дирекции два года. А потом внезапно исчез. Корчагин попросту не вышел на работу, телефон молчал аккурат после того, как в декабре 2009 года в его организации провели обыск, связанный с расследованием возбужденного следственным комитетом дела по статье 159 УК РФ (мошенничество), а также последовавшего за ним ареста первого заместителя Корчагина - Александра Лаща. В марте 2011 года Александр Лащ был приговорен к 7 годам и 6 месяцам лишения свободы условно, с испытательным сроком в 3 года. Его подельник, участвовавший в схеме хищения государственных денег, генеральный директор ООО "Брокк Северо-Запад" Григорий Пушкин получил 6 лет и 6 месяцев лишения свободы условно, тоже с испытательным сроком 3 года. От следствия удалось уйти только Корчагину, обнаружившемуся неожиданно за границей. На этом ГУ ДОДД не остановился.
Год назад тогда еще именовавшийся просто «известным блогером» Алексей Навальный на сайте проекта «РосПил» инициировал проверку в отношении ГУ ДОДД. Он подал в УФАС Петербурга 9 жалоб по тендерам ГУ. В технической документации указывались весьма специфические требования к подрядчикам, которые, по мнению Навального, сокращали круг потенциальных претендентов до возможно близких к руководству ГУ ДОДДа компаниям. Взыскания ГУ удалось избежать, отменив тендеры до вынесения решения УФАСом. Однако Сергей Баранов, тогдашний руководитель, пришедший на смену Корчагину, своего поста лишился.
Андрей Захаров, Ксения Потеева
"Фонтанка.ру"