ОСК объявила на ПЭФе о том, что приступает к строительству новой верфи на острове Котлин уже в следующем году. И тут же директор управляющей компании по строительству Ново-Адмиралтейской верфи с изумлением узнал, что на землю есть претенденты. Причем ходят упорные слухи, что поддерживает, их ни много ни мало, Вера Путина, племянница президента России.
«Объединенная судостроительная корпорация» объявила на Петербургском экономическом форуме о том, что приступает к строительству новой верфи на острове Котлин уже в следующем году. И тут же столкнулась с неожиданностью - директор управляющей компании по строительству Ново-Адмиралтейской верфи Александр Вознесенский с изумлением узнал, что на землю ОСК есть претенденты. Причем в судостроительной корпорации ходят упорные слухи, что поддерживает их не кто иной, как главный редактор журнала «Единая Россия» Вера Путина, племянница президента России.
Оказалось, что на территории бывшего военного аэродрома «Бычье поле» энтузиасты авиаспорта намереваются построить аэроклуб для спортивных и частных самолетов под громким названием «международный аэропорт». Авторы идеи получили поддержку у администрации Лаппенранты, администрации Кронштадтского района и, по слухам, привлекли на свою сторону Веру Путину. Последнее обстоятельство — в сочетании с тем, что пока никакого юридического статуса у энтузиастов нет, — заставило руководство ОСК заподозрить аферу.
Сама Вера Путина сообщила «Фонтанке», что не имеет к проекту никакого отношения. «Да, я знакома с этими людьми, это спортсмены, - пояснила она. - Они обратились ко мне как к главному редактору журнала, попросили помочь сохранить аэроклуб. Мне показалось, что с точки зрения исторической значимости и с точки зрения обучения детей летном делу это было бы полезным. Поэтому я заинтересовалась проектом. Но когда появился некоторый коммерческий интерес, насторожилась, сейчас пока нахожусь в ожидании, присматриваюсь».
Независимо от того, какие будут сделаны выводы по поводу энтузиастов из Кронштадта, Путина считает, что воссоздавать спортивные аэроклубы просто необходимо. «Нужно развитие этой тематики, потому что она потеряна, - полагает главред партийного журнала «Единой России». - Раньше были авиакружки, школы, обучали летном делу детей. Сейчас дети даже не знают, что можно летать на небольших самолетах, заниматься авиаспортом, потому что им об этом никто не говорит. Когда есть летчики, которые могут обучать, то почему не создавать клубы?»
Как утверждает Александр Соловьев, один из авторов идеи создания клуба-аэропорта, с Верой Путиной он действительно общался, рассказывал ей о проекте. «Было это в апреле, но нигде я ее имя не использовал, никаких бумаг с упоминанием ее фамилии не писал, - заверяет он. - Единственное, что произошло, — мы сейчас регистрируем Фонд содействия развитию малой авиации, сейчас пока еще тянется стадия оформления. И мы хотели предложить Вере Александровне его возглавить, но пока окончательного решения нет». Каким образом и в какой форме информация о том, что Вера Путина поддерживает проект аэропорта, дошла до руководства ОСК, Соловьев не знает.
При ближайшем рассмотрении выяснилось, что и аферы в Кронштадте никакой не существует, а есть просто группа идеалистов, великолепных спортивных летчиков — мирового, кстати, уровня, которых лишили практически всех аэродромов. И теперь авиаторы пытаются выжить в современных рыночных условиях, совершенно не представляя себе, что такое российская государственная машина.
Сам проект, при всей его фантастичности, вполне реален. Существующий аэродром «Бычье поле» реконструируется, приводится в порядок летная полоса, на базе бывшего аэроклуба создается летная школа и спортивный клуб, а также места для стоянки частных самолетов. А чтобы привлечь на свою строну бизнес, подтягивается Лаппенранта — пересекать российские границы на частных самолетах очень сложно, каждый перелет надо согласовывать с Росавиацией. Поэтому вполне логично сделать таможенный пост в Кронштадте, и все частные самолеты будут садиться на аэродроме в Лаппенранте, а потом без визы перелетать в Кронштадт. Этот проект даже получил красивое название «Воздушный мост дружбы», и письмо с просьбой его поддержать передали, по словам летчиков, представители официальной делегации Финляндии губернатору Петербурга Георгию Полтавченко во время ПЭФ-2012.
С точки зрения логики, смысла и технических возможностей эта идея вполне жизнеспособна — при условии, что она реализуется не в России. И именно последнее обстоятельство больше всего и потрясло руководителя строительства Ново-Адмиралтейских верфей Вознесенского, привыкшего мыслить совершенно в иной системе координат. "Хоть кто-нибудь из них в курсе, что для аэропорта нужно невероятное количество бумаг, действий и сил? - недоумевает он. - Начиная с таможни, заканчивая диспетчерами. Пусть ребята поинтересуются хотя бы, сколько всего надо для организации всего одной взлетной полосы - в Домодедово ее выбивают годами... Я в растерянности от их инфальтильности!" "Хоть один документ, хоть один протокол с госучреждениями у них есть? Я их спрашиваю - где позиция Минтранса? А они мне - мы отправили письмо Полтавченко, а в нем 1536 подписи, - возмущается директор Ново-Адмиралтейской верфи. - Они абсолютно не представляют, что такое все эти согласования, они же их никогда в жизни не получали!"
Столкновение Объединенной судостроительной корпорации и пока еще создающегося Фонда содействия развитию малой авиации произошло из-за земельного участка. Бывший аэродром «Бычье поле», принадлежавший Министерству обороны, до лета 2011 года находился в аренде у аэроклуба «Дельфин». В апреле 2012 года глава военного ведомства принял решение передать 73,5 га земли на острове Котлин в собственность Санкт-Петербурга для строительства нового судостроительного предприятия. Передали и бывший аэродром, занимавший 5,3 га. Все договоры аренды были расторгнуты.
Причем, как рассказывают источники, близкие к ситуации, чтобы сподвигнуть Минобороны на такое действие, пришлось заручиться поддержкой правительства России. В переговорах с ведомством Сердюкова принимал самое активное участие вице-премьер РФ Дмитрий Козак. И безусловно, на этом фоне авиаторы, даже заручившиеся симпатиями племянницы президента и поддержкой властей Лаппенранты, выглядят неубедительно.
При этом обе стороны вполне могут договориться о мирном существовании. «Я не вижу причин для конфликта, - прокомментировал «Фонтанке» ситуацию Максим Мясоедов, руководитель архитектурной студии «К-7», разработавшей проект аэропорта. - На мой взгляд градостроителя, верфи и частный аэропорт вполне совместимы. Наоборот — одно поддержит другое. И обе стороны только выиграют. Просто здесь должно быть государево решение и государева воля — немного изменить проект будущих верфей и включить в состав территории аэроклуб».
Самое интересное, что против симбиоза не возражают обе стороны. Но ни авиаторы, ни ОСК не вправе принимать таких решений. «Это не моя собственная земля, - разводит руками Вознесенский. - Я не могу ею распорядиться самостоятельно. Да и есть еще дно обстоятельство — сейчас фонд юридически еще не существует, поэтому участок просто некому передать. Пусть они хотя бы легитимизируются, пока мне даже не с кем разговаривать».
Есть и еще один возможный путь разрешить эту ситуацию. Если решение о переносе Военно-медицинской академии в Горскую будет отменено и Минобороны откажется от намерений застроить территорию существующего в этом поселке аэропорта, то замыслы единомышленников Соловьева можно будет реализовать на этой площадке. , как ни странно, такие шансы есть — 5 июля депутаты четырех комитетов Госдумы приняли решение направить Верховному главнокомандующему обращение о нецелесообразности переноса Военно-медицинской академии из центра города в Курортный район.
Кира Обухова, "Фонтанка.ру"