«Новый человек-паук» вовсе не «новый» — он «удивительный». Именно так («The Amazing Spider-Man») на самом деле называется фильм, только что вышедший в прокат, и именно так — почти полвека назад — называлась самая первая серия комиксов о супергерое, которые издаются и по сей день. Так что этим летом нас ожидает не продолжение приключений членистоногого парня, а всё та же история, рассказанная ещё раз, только другим составом.
Сэм Рэйми, уже снявший трилогию о красно-синем герое, уступил место режиссеру Марку Уэббу: чудесная фамилия - что для работы с паучьим материалом, что для выпуска версий 2.0. В трико и маске вместо Тоби Магуайра теперь прыгает парень помоложе — Эндрю Гарфилд, а сверкает коленками уже не рыжеволосая Кирстен Данст (да и странно было бы, после сверканий у фон Триера-то), но блондинка Эмма Стоун. Формат изображения тоже «отапгрейдили»: в 3D и IMAX 3D зрители въяве смогут ощутить, что значит «пролетать, как паук над Нью-Йорком».
И хотя весь этот ребрендинг — предприятие сугубо коммерческое и вроде бы ни на чём отразиться не должен, полного «дежа вю» от просмотра ожидать не стоит. Комиксы для того и работают с архетипами, чтобы при каждой новой «перезагрузке» вступать в резонанс с эпохой. Новый удивительный человек-паук образца 2012 года взаправду нов: хипстер, переживающий становление гражданского самосознания.
Школьника Питера Паркера — худенького, симпатично взъерошенного паренька в стильных очках, со скейтбордом и пленочным фотоаппаратом — терзает извечная проблема интеллигенции: он совершенно не способен за себя постоять. Мучимый комплексом неполноценности (Питер ещё и сирота, живёт с дядей да с тётей), он грезит о сверхвозможностях, а заодно и пытается разобраться в своём коротеньком, но туманном прошлом. То и другое должно как-то помочь ему в достижении самой насущной его цели: наконец надрать задницу (этот любимый Голливудом сюжетный ход другими словами не перескажешь) перекачанному однокласснику. Ну и чтобы девчонки любили.
Завязка истории, разумеется, и в новом варианте осталась неприкосновенной. Случайно обнаруженные бумаги покойного отца, занимавшегося технологиями трансвидовой генетики. Нелегальное проникновение в исследовательский центр, где некогда работал папенька. Чертовски удачный укус чертовски необычного паука. По пути домой Паркер неожиданно обнаруживает у себя новые боевые способности, — но, даже расшвыривая ногами хулиганов в вагоне подземки, он — пока еще — не перестает извиняться после каждого удара, как и полагается воспитанному мальчику.
Новые нюансы старой истории накапливаются постепенно. Обретя нечеловеческую силу, Питер не сразу начинает изводить свою паутину ради мира во всем мире. Поначалу он тешит моментально развившийся комплекс превосходства и издевается над теми, кто раньше насмехался над ним. Когда хозяин магазина просит помочь ему в поимке человека, похитившего деньги из кассы, сценаристы вкладывают в уста новоявленного спайдермена чудную фразу: «Это не моя политика». Расплата за такую жизненную позицию, как известно, всегда неминуема, а Марк Уэбб ещё и скор на расправу: спустя несколько секунд дядя будет убит вором, вина же ляжет на Питера (назидательные крупные планы окровавленных рук). Так герой поймет, что отсидеться не получится. Тем более не получится, что он последовательно теряет всех, кто мог бы хоть как-то замещать в его жизни фигуру отца, — а, стало быть, Питеру приходится учиться ответственности. В мире, где нет папы (ни одного папы), где не от кого ждать защиты против злых людей, остается только стать взрослым самому. То есть взрастить в себе своего внутреннего паука.
Всем своим видом подтверждая факт взросления нашего героя, рядом с ним вскоре появляется «боевая подруга» (по совместительству юный ученый), на радость зрителям не забывающая о мини-юбках и секси-гетрах. Эта девушка-мажорка из приличной семьи всегда встречается только с популярными парнями, а сейчас в тренде «анархисты». (Именно так кто-то из прохожих аттестует пролетающего над головами человека-паука, гонящегося за очередным преступником.) Поэтому здесь даже папа не указ, и вообще никто не указ. Кажется, в этой сюжетной линии — любви хлипкого борца за справедливость и статусной блондинки — не хватает только сцены обыска в девушкиной квартире, где рано утром их застали бы во всей красе. Впрочем, фильм, который начинается с фразы «кто не спрятался – я не виноват» и с кадров разгрома в кабинете отца Питера, где как раз только что был проведён обыск, — такой фильм в дополнительном показе бдительности властей не нуждается.
Средоточием Зла на сей раз оказывается зеленый Ящер – это старая добрая традиция показывать жаждущих пресмыкания — пресмыкающимися. Он же — ученый-генетик, считающий людей убогими и несовершенными (быдлом, короче говоря) и стремящийся осчастливить их всех, массово распылив мутаген. Волшебный препарат должен превратить людей в таких же, как и он сам, зеленых, чешуйчатых и совершенно неистребимых существ, способных к бесконечной регенерации. Примечательно, что когда в одной из сцен эта годзилла приходит «навестить» человека-паука в его школу, то делает это, во-первых, через унитаз (так как живет в канализации), а во-вторых, разносит своим рвением пол-здания. Что бы ни думал об этом сам Марк Уэбб — пожалуй, это неплохая метафора для иных государственных инициатив в современной школе…
Несгибаемый хлюпик, отважный хилятик в очках — кажется, таков подлинный герой нашего времени, как бы он ни звался: Питером Паркером, Гарри Поттером или же реальным человеческим именем. Мальчик-хипстер, почему-то вдруг обретший силу и вышедший в своих кедиках и со своим фотоаппаратом на тропу гражданского протеста. Среди популярных девочек нынче модно влюбляться в оппозиционных героев. В фильме есть сцена, которую нам, возможно, еще предстоит увидеть вне кинозальных стен — в решающей битве человеку-пауку очень трогательно помогают рабочие: выстраивают строительные краны вдоль улицы, чтобы тот смог добраться до башни, где засело зло. Ну, а маска паука или маска Гая Фокса – велика ли разница?
То новое, что принесли Уэбб и Гарфилд в своего «Нового человека-паука», — это энергия надрыва: протестного, подросткового, — того, что так перекликается с нынешним состоянием всеобщего взросления и избавления от иллюзий. История только начинается; судя по всему, нам следует ожидать новую паучью трилогию. Что и неплохо: ведь, само собой, в каждом человеке живёт его собственный паук. Главное — правильно его вырастить.
Ольга Шиляева, «Фонтанка.ру»
Фотографии: компания WDSSPR, spiderman-film.ru
Поделиться
Поделиться