Сейчас

+6˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+6˚C

Небольшая облачность, Без осадков

Ощущается как 2

4 м/с, ю-з

741мм

79%

Подробнее

Пробки

1/10

Мединского просят проверить Русский музей на предмет подделок

3047
ПоделитьсяПоделиться

12 июля на стол министра культуры Владимира Мединского ляжет письмо. Коллекционер Андрей Васильев просит его провести проверку запасников Русского музея. Антиквар утверждает: в фонды одного из главных картинных хранилищ страны проходили посторонние лица и даже, возможно, изготавливали там подделки. В музее обвинения отрицают. Между тем, правоохранительные органы уже год перекидывают материалы и не решаются возбудить уголовное дело по факту продажи Васильеву поддельной картины Бориса Григорьева. Посредником сделки выступила европейской известности искусствовед Елена Баснер.

История коллекционера Андрея Васильева началась в 2009 году, когда он купил у своего знакомого Леонида Шумакова картину Бориса Григорьева «В ресторане» 1913 года. Экспертизу петербуржец проводить не стал: как он отметил тогда, это не принято делать при таком провенансе: «Знаете, здесь гораздо важнее чисто субъективный эстетический момент: нравится тебе работа или нет. Важно происхождение картины, которое, действительно, казалось безупречным».

И покупатель, и продавец результатами сделки ценой в 7,5 миллионов рублей были довольны. Однако в апреле 2011 года в Русском музее (ГРМ) открылась выставка работ Бориса Григорьева, в каталоге которой была заявлена картина «Парижское кафе», один в один - как у Васильева.

И с музейным полотном, и с подделкой, которая, как подтвердилось позже в результате экспертизы, досталась коллекционеру, было связано имя Елены Баснер, бывшего искусствоведа Русского музея. Дочка известного советского композитора (автора песни «С чего начинается Родина»), она прославилась в 2007 году, когда придумала новый способ выявления подделок. В 1980-х Баснер занималась каталогизацией картины Григорьева, поступившей в учреждение из коллекции профессора баллистики Бориса Окунева. А в 2009-м, как удалось выяснить Васильеву, именно она передала Шумакову полотно, якобы происходящее из «хорошего петербургского дома».

«Лену я знаю давно. В 1990-х мы приятельствовали. Потом из-за одного не очень хорошего эпизода пришлось прервать отношения, – признается Васильев. – Поэтому сначала я попытался решить вопрос полюбовно. Однако возвращать мне деньги Шумаков и Баснер отказались. Не смогла Лена сразу назвать и имя человека, от которого получила картину».

Позже коллекционер узнал, что григорьевское полотно Баснер якобы получила от гражданина Эстонии Михаила Аронсона. «Я не пожалел времени и отправился в Таллин. Выяснилось, что Аронсон – неоднократно судимый уголовник, никогда не живший в Ленинграде, – уточняет Андрей Васильев. – Можно было подумать, что в истории с картиной он, скорее, играет роль подставного лица. Знаете, как в советские времена найденную на обыске книгу Солженицына списывали на покойников или уехавших? Теперь для этой цели годятся и иностранцы».

15 июня 2011 года Васильев обратился с заявлением о совершении в отношении него мошенничества в особо крупном размере бывшей сотрудницей Русского музея в так называемый «антикварный» отдел оперативно-разыскной части № 3 ГУ МВД России по Петербургу и Ленобласти. С этого момента – тем более удивительного, что конфликты в среде коллекционеров редко получают публичную огласку.

Бюрократическое продолжение

«Я бы ни за что не пошел в полицию, если бы не имя Русского музея, появившееся в связи с фальшивкой, – вспоминает Андрей Васильев. – Ведь, чтобы получить высококлассную подделку, всегда нужно три компонента: искусствовед, опытный реставратор и оригинал полотна». Учитывая, что подлинник григорьевского «В ресторане» находился в ГРМ с 1984 года, а до этого картина воспроизводилась только один раз, и то в недостаточно хорошем качестве, можно было предположить, что копию изготовили в запасниках одного из главных культурных учреждений страны. Или где-то поблизости.

Некоторое время заявление провело в «антикварном» отделе, где работа, и правда, велась довольно быстро. Его сотрудники и всех участников сделки опросили, и круг подозреваемых определили. Но затем материалы были спущены в следственное управление УМВД по Петроградскому району. Здесь должны были решить, нужно ли возбуждать уголовное дело. Однако стражи порядка неожиданно засомневались и проявили максимум нерешительности.

«Я все лето сидел в городе. Думал, сейчас будут вызывать, опрашивать. Но заявление несколько месяцев лежало почти без движения. Следователь Голышев в начале октября сказал мне: “Вы не волнуйтесь, езжайте в отпуск”. А на следующий день постановил отказать в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием события преступления», – 57-летний Васильев озадаченно протирает в руках очки в круглой оправе.

Постановление об отказе районные следователи подписывали еще дважды. Оно отменялось то руководством следственного управления, то прокуратурой. «Зимой 2011 года я даже получил и отказ в возбуждении уголовного дела, и информационное письмо об его отмене в одном конверте! – смеется Васильев. – Появилось ощущение, что я попал в замкнутый круг, и полиция может продолжать этот процесс бесконечно».

В марте 2012-го коллекционер пошел искать правду в Петроградский районный суд, куда подал жалобу на бездействие следователя Тимофея Нилова, которому к тому времени были переданы материалы. Однако даже Фемиде достучаться до районных стражей порядка удалось не сразу. Несколько заседаний окончились безрезультатно: данные доследственной проверки в суд предоставлены не были – «в связи с неизвестностью места их нахождения». Только после того, как судья пожаловалась начальнику ГУ МВД России по Петербургу и Ленобласти, что такое поведение «свидетельствует о неуважении к суду», документы все-таки нашлись. Бездействие следователя было признано незаконным. Его обязали устранить допущенные нарушения.

С тех пор прошло больше месяца. Уголовное дело так и не возбуждено. Это, кстати, беспокоит не только коллекционера, но и «антикварный» отдел ГУ МВД. Его руководитель Владислав Кириллов рассказал «Фонтанке», что неоднократно обращал внимание руководства следствия и прокуратуры Петроградского района на недопустимость волокиты с возбуждением уголовного дела по заявлению Васильева и принятия незаконного решения об отказе в возбуждении. В начале июля на совещании в присутствии руководства полиции и прокуратуры города вопрос был в очередной раз поднят начальником отдела по борьбе с хищениями антикварных ценностей. После этого горпрокуратура затребовала возбудить уголовное дело, а также забрала материалы себе для проверки.

Министр разберется

Не так давно коллекционер, отчаявшись отстоять свою точку зрения в Петербурге, направил обращение к министру культуры Владимиру Мединскому. 12 июля оно должно лечь на стол к высокопоставленному чиновнику. Там Васильев прямо заявил, что «имеет все основания полагать, что ГРМ оказывает давление на следствие». И попросил провести проверку условий хранения предметов искусства в учреждении с точки зрения доступа к запасникам посторонних лиц. Тщательному изучению, по мнению Васильева, должна подвергнуться и вся коллекция, переданная в ГРМ по завещанию профессора Бориса Окунева. А также находящийся в запасниках подлинник картины Григорьева «В ресторане».

Точка зрения Русского музея была озвучена во время слушаний по гражданскому иску, поданному коллекционером к Леониду Шумакову, о котором писала «Фонтанка». Тогда представители ГРМ утверждали: купленная фальшивка, действительно, сделана с григорьевского полотна. Но не с того, что хранится в запасниках в Петербурге. А с некоей копии, написанной самим художником в 1910-е годы: ее местонахождение неизвестно. «Любопытно, что Борис Григорьев не имел привычки делать реплики собственных работ. Единственная пара создана для картины «Старый Париж» 1913 года, но в реплике и оригинале есть существенные различия, – комментирует Васильев. – Кроме того, в моем распоряжении оказался принадлежавший художнику номер издания Бурцева “Мой журнал для немногих” за 1914 год, где была опубликована картина “В ресторане”. Там есть пометки Григорьева об опечатках и ошибках, но никаких сведений о вариантах и “двойниках” нет!».

Иск Васильев проиграл. 28 мая 2012 года Выборгский районный суд отказал ему в удовлетворении требований о признании сделки по покупке недействительной и взыскании заплаченной за картину суммы. Коллекционер пропустил срок исковой давности, истекший в июне 2011 года. Кроме того, он не смог «однозначно установить тождество полученной им 10.07.2009 года от ответчика Шумакова картины и картины, переданной им в марте 2011 года для проведения экспертизы». Васильев отмечает, что до 1 августа подаст апелляцию в Санкт-Петербургский городской суд.

В ответ на официальный запрос «Фонтанки» замдиректора ГРМ Евгения Петрова написала: предположения о том, что подделка могла быть изготовлена в музее, не имеют под собой никаких оснований. «В Русском музее существуют достаточно строгие правила обращения с оригиналами. Все они находятся на ответственном хранении определенных людей. Передвижение произведений из одного фонда в другой фиксируется актами», - отметила она. Кроме того, Петрова напомнила, что произведение Григорьева поступило в музей в конце 1980-х из коллекции Окунева. Что с ним происходило до этого времени, «в настоящий момент неведомо», отмечает заместитель директора.

«Я сам в детстве бывал в доме Окуневых с дедом. Окуневы ничего не продавали, а уж представить себе изготовление там фальшивок и помыслить невозможно», - парирует Васильев.

Продолжение следует

Елена Баснер от комментариев «Фонтанке» отказалась, хотя ранее высказывала нашему изданию свою точку зрения на события. «По поводу этой истории, высосанной из пальца и не имеющей ко мне никакого отношения, ничего говорить не буду. Обратитесь к моему адвокату», - отметила она. Между тем, имя Баснер и бренд Русского музея оказались задействованы в еще одной двусмысленной ситуации.

Не так давно московский коллекционер Виктор Шпенглер заявил, что купил за 120 тысяч долларов картину армянского художника Мартироса Сарьяна «Вид на гору Арарат». К работе прилагалась официальная экспертиза за подписью замдиректора ГРМ Евгении Петровой и экспертиза Елены Баснер, подтверждающая авторство Сарьяна. Позже сотрудники научно-реставрационного центра имени академика Грабаря и научно-исследовательской экспертизы имени Третьякова установили, что полотно поддельное. «Эксперты ГРМ заключают, что “передний план картины только намечен... В этой части имеются авторские переделки”. Смею заметить, эти так называемые переделки приходятся как раз на то место, где находится подпись», - написала Шпенглеру внучка художника и директор музея его имени Рузан Сарьян.

«Баснер помогла выставить работу на аукцион Bukowskis, где Елена сейчас работает, за 50 – 70 тысяч долларов, но пейзаж никто не купил. Позже полотно забрали на реализацию в Петербург, но и тут покупатель не нашелся», - рассказал Виктор Шпенглер «Фонтанке».

По заявлению Шпенглера московская полиция возбудила уголовное дело, однако оно было закрыто. Андрей Васильев верит, что его история закончится по-другому. «Говорят, что через три года люди, занимающиеся тяжбами, сходят с ума. У меня в запасе еще больше года», - не теряет надежды коллекционер.

P. S.: Что касается идеального порядка, то нередко встречаются ситуации, когда в крупных системах он невозможен. Так, многие помнят: в 1997 году были осуждены знаменитый контрабандист Моисей Поташинский и сотрудница Русского музея Татьяна Король. Они подменили несколько хранящихся в этом учреждении картин Павла Филонова на копии, чтобы продать подлинники. Крупные кражи произошли также в 1978-1981 годах, когда семь рисунков Филонова из фондов ГРМ попали за границу. Они обнаружились в 1983 году в Центре имени Жоржа Помпиду, и лишь в 2000 вернулись в Россию.

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close