Самый дорогой в истории Финляндии кинопродукт - фильм «Железное небо» - вышел в прокат в самое что ни на есть подходящее время. Все, чего требует зритель от киносеанса в разгар летнего сезона, финский режиссер Тимо Вуоренсола услужливо преподнес ему на блюдечке с голубой каёмочкой. Точнее, учитывая размер порции, — на блюде с голубой каймой. Тут и масштаб, претендующий на голливудский, и культурные коды, намекающие, что все не просто так, и букет из низких жанров, заверяющих, что проще некуда. В общем, обязательный пункт летнего меню транснациональной кинокухни - солянка сборная, в которой каждый найдёт что-то своё: как говорится, кто арбуз, а кто и свиной хрящик.
Не всё, однако, так просто. Фильм Вуоренсолы сыграл злую шутку, как минимум, над теми, кто ожидал увидеть «серьезный блокбастер» (над такими, впрочем, не грех и позлее подшутить) — про то, как выжившие на Луне нацистские войска собираются взять реванш и таки воплотить дедовскую мечту о мировом господстве. В нашумевших и имевших огромный успех пару лет назад тизерах «Железного неба» дело так и обстояло. Но то ли оттого, что краудфандинг требует неуклонного следования правилу «сколько людей, столько мнений», то ли сам режиссер не удержался и разрезвился, только блокбастер вышел у него пародийный.
Резвость - не порок. Культ политкорректности в Европе, правда, уже едва ли не превзошёл американские стандарты абсурда, но высмеивать его принято по старинке именно на американском материале, — и вот уже к 2018 году президентом США оказывается женщина, которая, пользуясь случаем, отправляет на Луну темнокожего парня-модель в поддержку своей перевыборной кампании… Подобными смелыми шутками фильм набит под завязку — от заявления на заседании мирового сообщества: «Мы не держим слова, ведь мы Америка», до космического корабля под названием «Джордж Буш-мл.». Сатирические параллели между американцами и лунными нацистами продуманы до мелочей: у одних свастика, у других — айпады; у одних армия, у других — медийщики. Потому что (внимание, сейчас будет авторский месседж) американцы, если кто не знал, тоже зарятся на мировое господство. Ах ты боже мой. Без Тимо Вуоренсолы мы бы ни за что не догадались.
Негодует финский режиссёр вполне профессионально и по всему фронту, этого не отнимешь. Освоившись с жанром сатирической пародии ещё в своём предыдущем, дебютном, фильме «Звёздная развалина: В начале Пирка», он не брезгует и культурными клише — из тех, что в хвалебных рецензиях непременно назовут «аллюзиями». Так, каждый уважающий себя синефил (а какой же синефил себя не уважает) обязательно углядит в космической базе нацистов отсылку к «Метрополису» Фрица Ланга, а то и зарифмует (не без оснований) главных героинь обоих фильмов. Ещё он с предсказуемой живостью отреагирует на неосведомленность невинной нацистской девушки в том, что «Великий диктатор» — вовсе не ода нацизму. Ну и Вагнер, конечно, как же про нацистов да без Вагнера. Секретарь президента в вызывающе черном костюме летит на космическом корабле под «Полет валькирий», а немецкие корабли атакуют Землю в сопровождении «Гибели богов». Интересно, знает ли кто-нибудь из режиссеров мирового кино (кроме, ясное дело, фон Триера), что у Вагнера, вообще-то, есть в запасе еще пара-тройка удачных тем?
Напрашивающиеся параллели «Железного неба» с недавними «Бесславными ублюдками» — откровенно безбашенное трюкачество с нацистским антуражем — если и имеют хоть какой-то смысл, то нелестный для финского трюкача. Прямые отсылки к фильмам Любича, Ланга и других маститых классиков нужны были Тарантино вовсе не для того, чтобы лишний раз посмеяться (смеется он над другим), но чтобы вновь, изо всех сил скрывая серьёзность, воспеть всю силу и славу кинематографа как такового. Разница между ним и Вуоренсолой в том, что один, беззаботно жонглируя жанровыми механизмами, снимает стильное кино о кино, а другой более всего печется о жанровой составляющей, смысла же закладывает аккурат для карикатуры из воскресной газеты.
Впрочем, если оставить в стороне невыигрышные сравнения, то своей цели финский энтузиаст достигает. Его схема сработала безотказно: грандиозное промо обеспечило бюджет в 7,5 миллиона долларов, бюджет развязал руки, руки сотворили из блокбастера третьесортную комедию, а та, гружёная разнообразными клише, обернулась первосортной пародией. Смешно, легко, со смыслом, да ещё и с простым; а если приправить спецэффектами, без которых сегодня никуда, так и вовсе не фильм, а мечта. Мечта зрителя в разгар летнего сезона.
Екатерина Степаненко, «Фонтанка.ру»
Фотографии: Blind Spot Pictures
Поделиться
Поделиться