Смольный наконец составил рейтинг управляющих компаний, с помощью которого, по задумке чиновников, жители смогут выбрать себе достойную обслуживающую организацию. Однако из-за спешки документы успели подать лишь 37 компаний из 215, а на четвертом месте разместилось ООО, которое осенью 2011 года было объявлено чуть ли не главным коммунальным злом Петербурга.
Впервые о необходимости создания такого рейтинга в Смольном заговорили осенью 2011 года. Предполагалось, что с помощью него жители смогут сменить свою УК, деятельностью которой они по тем или иным причинам недовольны, на ту, что находится на вершине списка, а значит, работает лучше других. Эта идея понравилась и вице-премьеру Дмитрию Козаку, причем, по его мнению, она не противоречит закону «О защите конкуренции».
Однако создан рейтинг только сейчас – 17 июля он был размещен на сайте Смольного; в нем представлено 215 компаний, которые представляли отчетность за первое полугодие 2012 года. При его составлении жилищный комитет использовал 12 основных критериев. Так, в копилку управляющей организации автоматически ложились 100 баллов, если у нее есть сайт (нет - минус 100 баллов). Плюс 100 пунктов получали жилищники и за членство в СРО: предполагается, что в таком случае жители застрахованы от того, что их платежи за коммунальные услуги исчезнут вместе с самой компанией – по закону СРО обязано будет расплатиться по всем долгам своих членов.
Оценивались также наличие долгов, размер прибыли, количество жалоб от населения, а также количество общедомовых приборов учета. Кроме того, управляющие компании могли сдавать вместе со всем пакетом документов письменные благодарности от населения – за каждую им положено по 1 баллу. Правда, организовать кампанию по сбору благодарностей и завалить мешками с бумагой жилищный комитет было невозможно: принималось не больше 100 положительных отзывов, причем обязательно написанных разными людьми.
Как отмечают специалисты, результаты управляющих компаний по большинству критериев вполне прогнозируемы. Так, почти все УК уже давно имеют свой собственный сайт – согласно Кодексу об административных правонарушениях, его отсутствие является основанием для наложения штрафа. Все средние и крупные компании состоят в СРО, которых в городе четыре. Наконец, если компания обслуживает большое количество домов (50 - 100), то у нее почти неизбежно есть долги перед ресурсоснабжающими организациями: как рассказывала «Фонтанка», это связано не с тем, что они присваивают платежи граждан, а с разницей в методиках расчета, которыми пользуются жилищники и энергетики. Если же у компании не больше десятка домов, то она, скорее всего, нашла деньги и давно оборудовала свои здания приборами учета, в случае наличия которых споры о методике уже не возникают.
Потенциально рейтинг мог отражать более-менее объективную картину, если бы не те условия, в которых он создавался. По данным «Фонтанки», на подготовку и сдачу документов у управляющих компаний было не более двух недель – с конца июня по 10 июля, а у некоторых – и того меньше. Как рассказали в частной обслуживающей организации «Гарант-Сервис», работающей в Колпинском районе, о необходимости подготовить справки районная администрация сообщила 6 июля.
В итоге названия примерно 80 компаний, включенных в рейтинг, окрашены в тревожный коричневый цвет, а в графе «количество баллов» у них красуется одинаковая надпись «Сведения не предоставлены». «Мы хотим и готовы участвовать в рейтинге, но в такой спешке мы не стали подавать информацию, так как в итоге наше место было бы необъективным», – заметили в «Гарант-Сервисе». Одна из крупнейших частных компаний Петербурга – «ПромИнвест» – успела подать пакет документов только на один из принадлежащих ей жилкомсервисов – ЖКС№1 Кировского района, а два других, ЖКС№1 Красногвардейского и ЖКС№2 Центрального, оказались все в том же коричневом списке. При этом в обеих организациях уверяют, что в следующем рейтинге они уже будут – жилищный комитет намерен обновлять его раз в квартал.
Среди тех 37 компаний, которые получили какие-то баллы, основу составляют государственные жилкомсервисы. В первой тройке красуются ЖКС №2 Московского района (854 балла), ЖКС №1 Красносельского (726) и ЖКС №4 Приморского (704). В принципе, на рынке эти компании считаются неплохими и в особенных жилищных скандалах замешаны не были. Зато ООО «Доверие», которое расположилось на четвертой позиции (671 балл), было нещадно раскритиковано чиновниками осенью 2011 года, после чего один из ее домов посетил с инспекцией вице-губернатор Сергей Козырев. Согласно рейтингу, деятельность данной организации вызывает «высокое доверие».
Зато жилкомсервисы компании «Сити-Сервис», которая тогда также была раскритикована, оказались в самом конце рейтинга, а их названия подчеркнуты ярко-красным цветом, что означает «низкий уровень доверия»: ЖКС №2 Невского – 106 баллов, ЖКС №3 Фрунзенского – 79. При этом в самой компании провели собственный подсчет баллов, основываясь на методике жилищного комитета: по мнению «Сити-Сервиса», ЖКС №3 Фрунзенского должен был бы оказаться в зоне «высокого доверия», а «двоечка» Невского – «в зоне доверия».
Как говорят в жилищном комитете, никаких санкций к компаниям, которые занимают места в нижней части таблицы, не предусмотрено, и даже более того – они вообще могут не предоставлять информации. Однако, по данным «Фонтанки», уже после публикации рейтинга в Выборгском районе города прошло совещание в ГУЖА, на котором представителей всех обслуживающих организаций, вне зависимости от формы собственности, настоятельно попросили подать необходимые документы. Жилищники взяли под козырек – гонка за благодарностями жителей началась.
А в компанию «ЮИТ Сервис», которая обслуживает дома, построенные в Петербурге "дочкой" финского концерна "ЮИТ", вообще никто не обращался ни за какой информацией, а о существовании рейтинга там узнали от корреспондента «Фонтанки».
Отметим, что весной федеральный Фонд содействия реформированию ЖКХ запустил на сайте reformagkh.ru раздел «Мой управляющий»: выбрав свой регион, житель может посмотреть рейтинг обслуживающих организаций и посмотреть подробную информацию о своей УК. Правда, как жалуются игроки рынка, закачка данных происходит крайне медленно, при том что ввести информацию нужно по каждому дому. Так что и этот рейтинг до сих пор не отражает объективной ситуации: в нем на первом месте находится «Жилкомсервис №2 Калининского района», а лидер смольнинского списка «ЖКС №2 Московского» – на четвертом.
Андрей Захаров, "Фонтанка.ру"