Больше четырех месяцев прошло с момента выборов президента России, а политические партии и представители кандидатов на высшую должность в стране продолжают борьбу с ТИКами Петербурга. В попытках доказать, что избирательные комиссии нарушили закон, отказав оппозиционерам без объяснения причин работать в день голосования на некоторых УИКах, яблочники и эсеры ведут напряженную переписку со Следственным комитетом России по Петербургу и прокуратурой. Перевес сил пока на стороне избиркомов, в деятельности сотрудников которых правоохранительные органы не усматривают нарушений.
Александр Шуршев, пресс-секретарь регионального отделения «Яблока», с февраля «бодается» с ТИКом № 1 Адмиралтейского района. Уже вторая попытка со стороны оппозиционера добиться возбуждения уголовного дела в отношении сотрудников районного избиркома, которую он предпринял в июне, успехом не увенчалась. 17 июня оппозиционер получил очередной письменный отказ из районного Следственного отдела Следственного комитета России по Петербургу.
По словам «яблочника», пойти по инстанциям в поисках правды его заставила странная ситуация, случившаяся в феврале, когда формировались участковые избирательные комиссии. «Партия доверила мне подать пакет документов в ТИК № 1 на 61 представителя от «Яблока», которые должны были 4 марта работать на районных избирательных участках, - сказал Шуршев. – Что я и сделал». Сдав личные заявления граждан с их номерами телефонов, копиями паспортов и решением «Яблока» о делегировании людей в состав УИКов, партиец стал ждать решения ТИКа об утверждении кандидатур.
Однако, как заметил Шуршев, территориальная комиссия, не известив представителя партии, «тайно приняла решение о формировании участковых избирательных комиссий, не включив в них половину представителей «Яблока»». «Только после жалобы в горизбирком мы узнали, что причина, якобы, в том, что в нашем комплекте документов отсутствовали личные заявления граждан, которых мы направили, и в которых они указывают, что согласны работать на выборах, - продолжил Шуршев. - ГИК всё же встал на сторону территориальной комиссии, поверив ей на слово».
Учитывая, что разбирательство в избиркоме Петербурга происходило накануне выборов, то без присмотра «яблочников» остались 30 районных УИКов. Оппозиционер сказал, что собрать, как он считает, доказательства того, что заявления он все-таки приносил, удалось только в апреле. «К сожалению, в документе, который мне дали в ТИКе после того, как я сдал пакет документов на 61 человека, отражается только факт того, что бумаги приняты, - заметил Шуршев. – Какие конкретно и в каком количестве, там не указывается».
Доказательства того, что комплект документов был сдан в полном объеме, «яблочник» нашел у сотовых операторов. Связисты предоставили тем, кому отказали в трудоустройстве в УИКах Адмиралтейского района, распечатки звонков. Данные показали, что им звонили из районной администрации с номеров, закрепленных за ТИКом № 1. «Узнать номера представителей партии можно было только из заявлений, - объяснил Шуршев. – Ни в одном другом документе мы их не указывали».
Пресс-секретарь партии уверен, что наказанием для ТИКа № 1 должно стать возбуждение уголовного дела по статье 142.1 УК РФ «Фальсификация избирательных документов, документов референдума». Именно с таким заявлением Шуршев обратился в апреле в Следственный комитет. Однако в СК посчитали, что состава преступления, которое можно квалифицировать как уголовное, нет. «Комитет перенаправил мое заявление в ГИК, откуда я получил ответ, что у меня есть право жаловаться в ЦИК», - заметил «яблочник», который с таким положением дел решил не мириться и в июне направил повторное требование возбудить против сотрудников ТИКа № 1 уголовное дело по той же статье Уголовного кодекса.
Сотрудники Следственного отдела Адмиралтейского района СК России по Петербургу так же, как их вышестоящие коллеги, отказали Шуршеву в удовлетворении требований. Они посчитали, что в ситуации с заявлениями нет признаков уголовного преступления. «Мое заявление направили в избирком района, против которого я просил возбудить уголовное дело, - сказал «яблочник». – Буду ждать ответа и думать, что делать дальше. Вероятно, обращусь в суд с заявлением о бездействии правоохранительных органов».
Вячеслав Плахотнюк, юрист регионального отделения «Справедливой России», объяснил, что согласен с правоохранительными органами. Он также не видит причин, по которым в данной ситуации можно возбудить уголовное дело. По мнению Плахотнюка, факт того, что один человек говорит, что он что-то принес, а второй, что он ничего не получал, не является фальсификацией документов. Даже распечатка с указанием, с каких номеров и когда звонили тому или иному абоненту, ничего не доказывает.
«К ним же не приложена распечатка переговоров, где было бы понятно, что сотрудник ТИКа общался с кандидатом на должность члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса», - сказал Плахотнюк, по мнению которого, только в такой ситуации можно было бы говорить, что заявления действительно существовали.
Как быть в ситуации с документами, которые то ли существовали, то ли нет, юрист ответить затруднился. Однако предположил, что заявитель может попытаться доказать в суде, что в ТИКе клевещут, говоря, что документов не было. Однако это пока еще административное правонарушение, за которое положен штраф в три тысячи рублей.
Необходимо отметить, что в «Яблоке» история с пропавшими документами в Адмиралтейском районе не единственная. Перед выборами таинственным образом, как рассказал депутат ЗакСа Вячеслав Нотяг, пропали пакеты документов на кандидатов в УИКи на должности членов с правом решающего голоса от партии из ТИКов № 19 и 27 Московского района.
По словам народного избранника, его помощнице в этих ТИКах отказались дать расписку, что документы приняты. «Когда мы узнали, что документов нет, я лично поехал в ТИКи, чтобы разобраться в ситуации, - сказал Нотяг. – Но это ничем не закончилось. Уходя, я обратил внимание, что перед входами в кабинеты избирательных комиссий висят камеры. Мы тут же написали заявления в прокуратуру и Следственный комитет по Петербургу с просьбой просмотреть записи, на них должно было быть видно, что мы приносили документы».
Нотяг заметил, что прокуратура долго тянула с ответом. Пришел же он поздно, перед самым днем выборов, когда уже невозможно было исправить ситуацию. В итоге на УИКах Московского района 4 марта не было ни одного «яблочника». «В ответе, кстати, было написано, что факт прихода моей помощницы на пленке не зафиксирован». Депутат сказал, что его помощницу вызывал для беседы следователь Следственного комитета, но развития ситуация не получила. Парламентарий заметил, что все это время он ждал ответа из комитета, но он пока не пришел. «В ближайшее время напомним о себе Следственному комитету», - сказал Нотяг.
У эсеров похожая на «яблочную» история произошла перед выборами президента страны в Василеостровском районе. Логического завершения она пока также не получила. Нелли Вавилина, председатель районной ячейки «Справедливой России», рассказала, что в середине февраля выяснилось, что 10 человек, которые должны были представлять интересы партии на избирательных участках, по разным причинам не могли 4 марта выйти на работу.
«По закону за 10 дней до дня выборов людей, ранее утвержденных в состав УИКов, можно заменить, - объяснила Вавилина. – Мы принесли в ТИК № 2 заявления об отказе и документы на новых кандидатов». Вместо того чтобы материалы принять к рассмотрению, избирательная комиссия обратилась в прокуратуру с заявлением, в котором просила выяснить, не было ли со стороны эсеров фактов давления на членов комиссий с правом решающего и совещательного голосов. «Людей вызывали на беседы, длилось все это долго, в итоге за три дня до выборов выяснилось, что все в порядке, - продолжила Вавилина. – Прокуратура обязала районный ТИК включить в состав УИКов новых представителей от партии, но в избирательной комиссии каждый раз находили причины, по которым не могут принять документы. В итоге 10 УИКов района остались без наших представителей».
Эсер сказала, что без внимания бездействие ТИКа № 2 не оставят. Раньше восстановить справедливость не получилось в силу того, что все ресурсы регионального отделения были брошены на судебные разбирательства по итогам прошлогодних выборов в ЗакС. Бездействие ТИКа справедливороссы намерены обжаловать в прокуратуре района.
Денис Аксенов, "Фонтанка.ру"