Смольный нашел способ, как заставить граждан платить за проезд в условиях постепенного отказа от кондукторов. В дополнение к повышенному штрафу для "зайцев" в 1000 рублей комитет по транспорту установит в автобусах, трамваях и троллейбусах датчики подсчета пассажиров. И если данные по сборам и числу перевезенных пассажиров на конкретном маршруте не совпадут, именно туда оперативно направят бригады контролеров.
Сейчас для определения числа пассажиров, которое перевозит наземный транспорт, используются два основных источника. Основной – это официально зарегистрированные поездки: комитет по транспорту анализирует данные с ручных и стационарных валидаторов, через которые оплачивают проезд обладатели бесконтактных смарт-карт, а также сведения о количестве проданных билетов.
Второй используется для проверки этой информации: контролеры подведомственного комитету ГУ «Организатор перевозок» разъезжают по городу и визуально проверяют заполненность транспортного средства.
Однако итоговая картина получается размазанной: визуальное наблюдение всегда было примерным, а данные по транзакциям и проданным билетам показывают лишь число тех, кто заплатил за поездку, без учета «зайцев», которых, например, традиционно много на маршрутах, работающих без кондуктора. Кроме того, как говорят в комитете по транспорту, такая система не позволяет сказать, где зашел пассажир и где он вышел.
Именно поэтому Смольный запускает проект по оборудованию общественного транспорта современными датчиками подсчета пассажиров. Заявки на участие в нем уже подали финская Ecotelematics, чешская Mikroelectronica, немецкая Dilax, украинская «Инфотех» и российская CSBI Group, которая давно сотрудничает с комитетом по транспорту – именно она в основном устанавливала ГЛОНАСС-навигаторы на городской общественный транспорта.
Предполагается, что до сентября в качестве эксперимента каждая компания установит свое оборудование на 1 автобус, 1 трамвай и 1 троллейбус; скорее всего, для этих целей будет выбран трамвай №100, троллейбус №13 и один из маршрутов автопарка №5 «Пассажиравтотранса».
Технологические разработки у каждой компании свои, однако принцип функционирования – общий: датчик, установленный в салоне, постоянно следит за общим числом пассажиров в салоне, регистрируя вновь зашедших и вычеркивая из внутреннего списка тех, кто вышел. Так, как рассказали «Фонтанке» в CSBI Group, их датчики будут крепиться над каждой из дверей.
Тестироваться оборудование будет в течение 6 месяцев – с 1 сентября 2012-го по 1 марта 2013 года, причем оплачивать его монтаж и работу будут компании – участники проекта. По итогам эксперимента будут объявлены конкурсы по закупке датчиков для двух бюджетных транспортных предприятий – «Горэлектротранса» и «Пассажиравтотранса». При этом, как говорят в комитете по транспорту, ставить оборудование на весь подвижной состав не планируется: статистически для получения объективной картины будет достаточно оснастить им лишь 10% трамваев, троллейбусов и автобусов (около 300 единиц техники). Поставить датчики предложат и частным перевозчикам, обслуживающим социальные маршруты, но пока в добровольном порядке, зато за свой счет. Всего же, как уверяют в Смольном, на проект будет потрачено не более 30 млн рублей: среднерыночная стоимость оборудования датчиками одного транспортного средства оценена чиновниками в 100 тысяч рублей.
Датчики будут выполнять две основные функции. Первая – статистическая: с помощью датчиков комитет по транспорту будет определять, какие остановки не пользуются спросом и их можно закрыть, а где, например, нужно открыть дополнительную остановку или даже пустить новый маршрут. Кроме того, данное оборудование позволит рассчитать оптимальное число рейсов и интервалы движения.
Вторая функция датчиков – карательная: сравнив данные по сборам и числу перевезенных пассажиров, «Организатор перевозок» сможет оперативно бросить на тот или иной маршрут бригаду контролеров, которые проведут «зачистку» безбилетников. Помогут им в этом новые полномочия и повышенный штраф. Как уже рассказывала «Фонтанка», недавно губернатор Георгий Полтавченко внес в ЗакС законопроект по повышению штрафа за безбилетный проезд до 1000 рублей вместо нынешних 100, а также по наделению контролеров полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях: сейчас в случае поимки «зайца» контролер не имеет права составлять протокол – для этого нарушителя нужно вести в полицию.
Андрей Захаров, "Фонтанка.ру"