Петербургский метрополитен объявил конкурс на продление срока работы эскалаторов на «Нарвской». И это при том, что в бюджете на их полную замену и ремонт самой станции выделено 650 млн рублей. «Фонтанка» решила разобраться, зачем латать дыры там, где скоро начнется тотальная реконструкция, и выяснила, что всему виной контракт на поставку печально известных подъемников от Виктора Христича, который был заключен в 2008 году и который Смольный теперь подумывает разорвать.
ГУП «Петербургский метрополитен» объявил конкурс на капитальный ремонт опорных конструкций эскалаторов станции «Нарвская». Как следует из технического задания, железобетонные фундаменты, на которые опираются несущие металлические фермы, покрыты трещинами, их целостность нарушена, а кое-где диагностированы и протечки. Выполнить работы нужно будет с ноября 2012-го по февраль 2013 года, а потратить на эти цели подземка готова 1,5 млн рублей.
Сумма в масштабах метрополитена мизерная, а в самих работах формально нет ничего экстраординарного: ГУП постоянно проводит локальный капитальный ремонт отдельных элементов станций. Удивительным данный тендер делает другое: в бюджете на 2012 - 2013 годы предусмотрено в общей сложности около 650 млн рублей на полную замену эскалаторов на «Нарвской», а также ремонт вестибюля и гидроизоляции наклонного хода.
Между тем соответствующего конкурса, который должен стать началом для освоения почти миллиарда рублей, еще не было – и вообще неизвестно, когда он состоится. И в итоге метрополитен вынужден латать дыры, устраняя лишь локальные дефекты и продлевая срок службы морально устаревших эскалаторов – вместо того, чтобы полностью их поменять.
Как объяснили в комитете по транспорту, причина задержки – действующий контракт с дочерним предприятием Кировского завода «Универсалмаш» на поставку 4 эскалаторов для «Нарвской», заключенный еще в конце 2008 года. Напомним, что в 2007 году «Универсалмаш» выиграл конкурс на поставку 8 пересадочных эскалаторов для «Спасской» за 78 млн рублей, генеральным конструктором которых был инженер Виктор Христич. Однако вместо торжества инженерной мысли, как надеялся сам Христич, эти подъемники стали головной болью для Смольного и источником неудобств для пассажиров: они постоянно выходили из строя, и в апреле 2010 года, через год после открытия «Спасской», начался их ремонт.
Таким образом, контракт на «Нарвскую» был заключен с «Универсалмашем» до начала этой эскалаторной трагикомедии, когда казалось, что многолетняя монополия петербургского завода «ЭЛЭС» нарушена и теперь у метрополитена будет два поставщика подъемников. Тем более что «Универсалмаш» предложил новаторское решение – установить на «Нарвской» не три новых эскалатора, а четыре, более узких, нежели стандартные. ГУП «Петербургский метрополитен» это предложение понравилось, так как это позволило бы увеличить пропускную способность станции. Предполагалось также, что в дальнейшем по четыре эскалатора установят и на других станциях, где их пока только по три.
Конкурс на поставку подъемников для «Нарвской» был проведен в конце 2008 года. Единственную заявку тогда подал «Универсалмаш», снизив стартовую цену со 175 до 160 млн рублей. Дочерняя структура Кировского завода тут же взялась за работу – капитальный ремонт станции планировалось начать в 2010 году, и поэтому закончить поставку товара нужно было до ноября 2009 года. Более того: метрополитен уже заплатил «Универсалмашу» 80 млн рублей по данному контракту.
После начала проблем со «Спасской» ремонт «Нарвской» был перенесен, а проект эскалаторов от «Универсалмаша» был отправлен на дополнительную экспертизу в Ростехнадзор. Как рассказал «Фонтанке» представитель «Кировского завода», около 2,5 месяца назад оттуда пришло положительное заключение, согласно которому новаторские подъемники соответствуют требованиям промышленной безопасности.
Однако, судя по всему, Смольный все равно боится их как огня. В четверг ,2 августа, зампред комитета по транспорту Игорь Маилов намерен встретиться с представителями Кировского завода, чтобы обсудить, что же делать с творением Виктора Христича дальше. «Мы выслушаем, какие изменения внесены в конструкцию эскалаторов с учетом опыта "Спасской", а затем примем решение: либо продолжить ремонт "Нарвской" в рамках данного контракта, либо вообще расторгать его и возвращать деньги», – сообщили «Фонтанке» в комитете. А подземка пока займется латанием дыр на «Нарвской» – в ожидании настоящей и полноценной реконструкции.
Андрей Захаров, "Фонтанка.ру"