В акватории Невы очередное происшествие с участием прогулочного судна: ночью 1 августа 80-метровый сухогруз «Келарви» врезался в правый борт 20-метрового теплохода «Росси» и перевернул его. 10 человек оказались в больницах. К счастью, никто не погиб. Однако повторение подобного инцидента весьма вероятно.
Семен Димов
Речное ДТП произошло около двух часов ночи, когда всем прогулочным судам лучше кататься по небольшим реками и каналам, вроде Фонтанки или Мойки, а на Неве должны царствовать суда смешанного, «река - море», плавания, которые транзитом проходят наш город по пути в Балтику и обратно. Сухогруз «Келарви» компании «Онега-Шип» прошел через разведенный Дворцовый мост и направлялся дальше к Литейному. Однако в районе Марсова поля и Летнего сада – там, где Фонтанка впадает в Неву – на его пути оказалось прогулочное судно «Росси» компании «Альбатрос», которое в этот момент пыталось войти в Фонтанку.
Если продолжать использовать автомобильные сравнения, то данное столкновение аналогично тому, что фура врезалась в Daewoo Matiz: длина «Келарви» – 81 метр, ширина – 11; аналогичные параметры у «Росси», который принадлежит к типу речных судов «Фонтанка», – 20 и 5 метров. Судя по всему, грузовое судно попросту догнало прогулочный теплоход: он может развивать скорость до 20 км/ч, в то время как «Росси» – не больше 12 км/ч.
При этом, как рассказал «Фонтанке» руководитель Северо-Западного управления Росморречнадзора Дмитрий Атлашкин, по одной из версий, капитаны обоих судов просто не видели друг друга. Рубка на «Келарви» находится на корме, и «Росси», возможно, оказался в так называемой «мертвой зоне». В свою очередь, капитан прогулочного теплохода, возможно, не заметил надвигающегося гиганта в силу конструктивных особенностей судна: рулевой сидит на носу и хорошо видит, что происходит впереди и сбоку, но плохо – то, что сзади. Эта версия совпадает с тем, что капитан «Росси» рассказал на допросе представителям правоохранительных органов: как сообщает МВД, он «пояснил, что во время движения он в последний момент заметил надвигающуюся на теплоход баржу. Уклониться от столкновения ему не удалось».
Как бы то ни было, но исход их столкновения был вполне прогнозируем: по рассказу очевидцев, «Росси» мгновенно перевернулся. «Я видела на его борту девушек, а потом в следующую секунду они тут же оказались под водой», – рассказывает пассажирка катера, который проходил недалеко от места столкновения. По данным ГУ МЧС по Петербургу и Ленинградской области, на «Росси» находились 13 пассажиров и 2 члена экипажа – капитан и его единственный матрос.
Плыть до берега не пришлось: пострадавших подобрали шнырявшие вокруг катера и высадили либо у Летнего сада, либо у Медного всадника, причем, как рассказывают все те же очевидцы, вытаскивать их на берег помогали люди, гулявшие вдоль набережной. Погибших, к счастью, нет, 10 человек были госпитализированы – у кого-то диагностировано переохлаждение, у кого-то подозрение на сотрясение мозга, а у кого-то просто психологический шок.
Поднятие прогулочного судна со дна Невы
Илья Трусов
Получить комментарий от владельца «Росси» по поводу этой ситуации не удалось: телефон генерального директора «Альбатроса» Аркадия Ильина выключен, что неудивительно – ему сейчас, скорее всего, не до разговоров с журналистам. Ведь Северо-Западное следственное управление на транспорте СК РФ уже возбудило уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 238 Уголовного кодекса Российской Федерации – «Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей».
Вероятнее всего, «Росси» выполнял весьма популярный среди туристов рейс к разведенным мостам и просто не успел вовремя спрятаться в Фонтанку от сухогруза. В этом отношении очень показательно, что в момент столкновения на реке находились еще несколько прогулочных судов, каждое из которых теоретически могло оказаться на месте «Росси». По словам Дмитрия Атлашкина, четкого и однозначного запрета выходить в Неву в момент прохода сухогрузов нет. При этом Правила плавания по внутренним водным путям напрямую запрещают им, во-первых, затруднять движение для немаломерных судов, а во-вторых, выходить на судовой ход при ограниченной (менее 1 км) видимости. Впрочем, как известно, катера и теплоходы постоянно шныряют по Неве летними ночами, однако Государственная инспекция маломерных судов почему-то не борется с этим. Так что повторение инцидента, аналогичного тому, что случился с «Росси», вполне возможно.
Отметим, что, судя по сайту компании "Альбатрос", в её флоте 3 речных судна и несколько маломерных - до 12 человек.
Напомним, что речные ДТП происходят на Неве и городских реках и каналах постоянно. В 2009 году в районе Зимней канавке небольшой катер влетел в прогулочное судно, однако тогда до потопления дело не дошло. В 2011 году на опору Дворцового моста навалился теплоход «Москва-55» – у него отказал двигатель. А неделю назад небольшой катер, на борту которого, возможно, были молодожены, врезался в балку пешеходного моста у Ждановской набережной.
Андрей Захаров, "Фонтанка.ру"