Прокуратура Петербурга утвердила обвинительное заключение по делу пятерых сотрудников ОБЭП Василеостровского РУВД, которые были задержаны летом 2010 года. Изначально стражей порядка подозревали в похищении человека, вымогательстве и незаконном обыске в доме следователя Невского района. Однако в окончательном варианте обвинение трансформировалось в десяток эпизодов, среди которых кража, мошенничество и грабеж. Количество потерпевших увеличилось до 20 человек.
Пятерых сотрудников отдела по борьбе с экономическими преступлениями Василеостровского РУВД задержали с 21 на 22 июля 2010 года. Старших оперуполномоченных капитанов милиции Станислава Богоненко, Александра Густиновича, Андрея Бушуева и оперов - старших лейтенантов милиции Игоря Кекшина и Олега Алексеева - брали сотрудники управления собственной безопасности совместно с оперативниками уголовного розыска ГУВД и бойцами спецназа «Гранит».
На тот момент стражи порядка подозревались в нарушении неприкосновенности жилища, похищении человека, незаконном лишении свободы и вымогательстве. Их даже связывали с громким делом «черных риелторов» -- преступным сообществом, организатором которого следствие считает гендиректора фирмы «Новая жизнь» Максима Овечкина. Группа «черных риелторов» специализировалась на отъеме жилья у горожан, ведущих асоциальный образ жизни.
Впрочем, в окончательном виде обвинение милиционерам было предъявлено в превышении должностных полномочий, краже, мошенничестве и грабеже – всего около десятка эпизодов, среди которых есть не связанные с рынком недвижимости.
Так, в октябре 2008 года милиционеры проверили фирму, заподозренную в изготовлении контрафактных дисков. Во время осмотра кроме материалов, имеющих отношение к делу, из помещений этой компании была похищена бытовая техника. Ущерб от действий стражей порядка следствие оценило свыше 500 тыс. рублей. В этот же день милиционеры навестили типографию, которая якобы помогала в изготовлении контрафактной продукции – печатала обложки для дисков. Владелица компании, которой милиционеры пообещали изъять все компьютеры, заплатила стражам 1,2 млн рублей. Следствие полагает, что женщина сделала это под угрозой остановки рабочего процесса.
Однако сфера недвижимости, как считает следствие, не оставалась без внимания стражей порядка. В частности, они, черпая информацию о сделках из материалов проверок и уголовных дел, получали доступ к личным данным тех людей, что участвовали в этих сделках как рядовые исполнители. Через них, как считает следствие, оперативники пытались выйти на тех, кто в реальности проводил куплю-продажу недвижимости.
Методы, применяемые в этих случаях, по мнению следствия, были самые разные. Так, милиционеры задержали женщину с малолетним ребенком и доставили ее в отдел, где в течение нескольких часов держали ее, пытаясь получить необходимую им информацию. Всего потерпевшими по этому делу признаны около 20 человек.
Но пикантность заключается в том, что одной из пострадавших стала коллега оперативников – милицейский следователь Невского РУВД. Согласно материалам дела, женщина приобрела квартиру, собственницей которой оказалась пациентка психиатрической клиники. С заявлением о проверке этой сделки в милицию обратилась женщина, представившаяся родственницей больной. В нарушение закона оперативники обыскали комнату следователя Невского РУВД, привезли ее в отдел, где заставили позвонить ее знакомому, участвовавшему в сделке. В его квартире, как считает следствие, тоже был проведен незаконный обыск.
Следствие также считает, что во время незаконных обысков стражи порядка похитили у одной из потерпевших ювелирные украшения и диктофон, а у другого потерпевшего - около 300 тыс. рублей и ноутбук.
Сейчас под арестом находится предполагаемый организатор группы Боганенко и двое его соратников - Кекшин и Алексеев. Бушуев выпущен под залог в 500 тыс. рублей, а Густинович находится под подпиской о невыезде. Кстати говоря, он единственный, кто признает свою вину полностью. Боганенко и Алексеев отказываются от дачи показаний, пользуясь 51-й статьей Конституции.
Напомним, что летом 2010 года, когда «Фонтанка» писала о задержании василеостровских оперов, на себя обращал один серьезный нюанс, связанный как раз со следователем Невского РУВД. В августе 2009 года по факту купли-продажи следователем Невского района квартиры у недееспособной пациентки психоневрологического диспансера было возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество». Имела ли следователь статус подозреваемой, «Фонтанке» неизвестно, но есть предположение, что сотрудники ОБЭП, которые проводили оперативное сопровождение дела, могли навестить представительницу правоохранительных органов именно в рамках проводимой проверки. Позднее материалы дела были изъяты у милицейского следствия коллегами из прокуратуры и в настоящее время их судьба неясна. Известно, что сестра недееспособной после задержания милиционеров долгое время обивала пороги Следственного комитета, но так и не смогла добиться внятного ответа, что же теперь будет с делом о мошенничестве.
Алексей Михайлов,
«Фонтанка.ру»