Переполох – это когда уже один раз пололи, а потом вдруг сдуру по прополотому еще раз с тяпкой прошлись и все полезное, выжившее, в винегрет изрубили. Вот такое у меня возникло впечатление от недавней восторженной филиппики в прессе по поводу того, что наша лодка проекта 971 («Щука-Б», а по-американски - «Акула) в Мексиканском заливе под самым носом у ВМС США всю службу боевую отнесла незамеченной, а заметили ее только при выходе из района, да и то американские журналисты.
У наших необычайный подъем – утерли нос Америке. Но и американские журналисты тоже в восторге – а русские-то каковы, а наши-то – дурни дурнями!
Восторг наших СМИ продержался примерно полтора дня – что само по себе немало, ведь хочется же, на самом деле, хоть чем-то гордиться – а то самолеты новейшие в гору втыкаются и ракеты с небес сыплются как горох. Что-то же должно нас радовать! А то за что ни возьмись – черт-те что: «Борей» – все ходит на испытания и ходит, «Лада» теперь – «опытный образец» лет на сто – двадцать лет ее только строили, а «Булава» принята на вооружение потому, что решили, что она принята.
Ну, нельзя же всем этим, в самом-то деле, гордиться?
Вот и гордятся обыденным – достойным выполнением подводной лодкой поставленных перед ней задач.
Атомные многоцелевые подводные лодки проекта 971 – это очень удачные лодки. Уровень шума снижен в 4 раза в сравнении с предшественниками, а дальность обнаружения в сравнении с ними же увеличена в 3 раза. В свое время это был настоящий прорыв, а не лодки.
А в какое это «свое время»? С 1977 года начали, к 1980 году проект доработали, а вот в 1984 году первая лодка вступила в строй. Сравните эти сроки с тем, что мы имеем сегодня, и вы поймете, что сегодня нам гордиться-то нечем. Сегодня 20 лет не хватает для того, чтобы спустить на воду что-то достойное. И можно говорить о 20 триллионах рублей, а можно о них не говорить.
И можно проводить совещания по поводу гордости великороссов – это всегда пожалуйста.
Все лодки пока у нас с плеча Советского Союза, который тоже нефтью торговал, но, кроме того, еще и в гонке вооружений участвовал, весь социалистический и очень похожий на него мир поддерживал деньгами, и не только, кормил свое собственное население (не очень сытно, согласен, но было того населения в два раза больше, чем сейчас). И леса не горели у него ежегодно, и реки не так деревни топили по весне – это я так, к вопросу об организации.
И сделки секретные во имя страны любимой, а не личного кармана могли совершать: в начале 80-х годов закупили у «Toshiba» высокоточные металлорежущие станки и по новой технологии обработали гребные винты, что резко и снизило шумность субмарин – трудились, словом, худо-бедно.
А уж как на море сражались в ходе холодной войны – и атаки ложные и настоящие, и столкновения, нервы, забрасывание буями, опасные маневрирования, бряцание оружием – и все это ради страны любезной – старомодна мотивация.
А тут – не обнаружили подводную лодку в Мексиканском заливе в течение нескольких недель – невероятнейшее достижение и возбуждение в жилах.
Но ее все-таки обнаружили, когда она район покидала, за что и американским подводникам, надводникам и береговикам можно тоже поставить жирный плюс.
Мир безумен. Вдруг Китай занимает какие-то остров, а на шельфе у них нефть и газ, вдруг Южная Корея спорит с Японией, вдруг вспоминают про Россию, и тогда в устьях наших северных рек обнаруживаются американские лодки. А еще, тоже вдруг, они оказываются на траверзе города Мурманска – там рукой подать.
Все воюют против всех. То малые конфликты, то большие, то с кровью, то без – мир давно сошел с ума. Вот и обычное дело – выполнение поставленной задачи АПЛ проекта 971 – воспринимается как нечто выдающееся – пора награждать.
Но есть же лодки, о которых никто не знает, которые приходят, занимают позицию, делают свое дело и уходят совершенно незамеченными. И есть до сих пор лодки, что непрерывно ходят подо льды и тоже возвращаются незамеченными – их награждать будем? Или, например, снимем комдива Кораблева, который организовал весь этот кошмар подледный нашей любимой Америке, и переведем его куда-нибудь подальше?
Переведем Кораблева. Конечно. Уже перевели.
Флот России существует вопреки – вопреки тому, как производится модернизация подводных лодок, или она не производится вовсе, вопреки ремонтам, строительствам и 20 триллионам, отпущенным на вооружение. Флот России – это странное образование. Никакого образования, а он почему-то до сих пор есть.
Правда, он есть, пока еще есть что донашивать.
С плеча СССР.