Именно во Владимире Путине россияне все больше видят благодетеля, а интерес к протестным выступлениям у масс падает — таковы результаты августовских опросов «Левада-центра». Эксперты видят причину такого раздвоения в привычке россиян не отождествлять лидера нации с чиновничеством и сращиванием восприятия его функции гаранта с ростом стабильности в сознании каждого.
Опрос «Левада-центром» 1601 человека в 130 населенных пунктах России, проведенный 10 - 13 августа, показал, что 63% недовольны либо не вполне удовлетворены происходящим в стране. Полностью довольны ситуацией только 3%. Однако по результатам опроса 17 - 21 августа 51% граждан считает, что нынешний президент несет ответственность за проблемы в стране и рост стоимости жизни (все правительство — 31%, лично Медведев - 19). Для сравнения:
в 2001-м — Путин виноват говорили 22%, правительство - 39%
в 2004-м — 24%, правительство - 46
в 2008-м — 19%, правительство - 38, Медведев - 20%.
В то же время 59% опрошенных уверены, что именно Владимиру Путину принадлежит заслуга в успехах России и росте благосостояния населения (правительству - 12%, Медведеву - 11). Столь высокую оценку роли президента россияне не давали с 2005 - 2006 годов. Социологи отмечают падение в глазах обывателей заслуг Дмитрия Медведева. Если в 2010 - 2011 годах треть россиян видела в деятельности экс-президента причину достижений страны, то на данный момент - лишь 11% опрошенных.
Две трети опрошенных согласились с высказываниями, что те, кто стоит у власти, озабочены только своими привилегиями и доходами, и что для них самое главное — сама власть. И две трети россиян уверены, что власть в стране не держится на круговой поруке и коррумпированности. Но 47% опрошенных признались, что не везде и не всегда могут свободно говорить о политике - боятся, чувствуют себя неловко.
«У россиян двойственное понимание поддержки власти, - рассказал «Фонтанке» заместитель директора «Левада-центра» Алексей Гражданкин. - У нас поддерживают президента и премьера (и то только потому, что он назначен президентом), однако совсем не поддерживают правительство и бюрократический аппарат. Власть не воспринимается как нечто целое. Телевидение навязывает гражданам такой сценарий: в стране проблема, президент озабочен, регулярно грозит подчиненным кулаками, а они ничего решить не могут, поэтому виноватыми становятся именно они. Эта схема работает, она освобождает от ответственности первых лиц государства. Кроме того, стабильно есть около 20% граждан, которые всегда поддерживают власть как таковую». Однако в последнее в время, отмечает социолог, по опросам наблюдается нарастание понимания, что ответственность за чиновников несет сам Путин, его команда. Политолог Дмитрий Гавра уверяет, что высокая оценка деятельности Путина свидетельствует о том, что начавшиеся глубинные экономические процессы пока не влияют на общественное мнение: «В результатах опроса скорее просматриваются вкусовые предпочтения. Кроме того, четыре предыдущих года существовала вторая величина в лице Медведева, существенная часть ответственности была переложена на него. Сейчас вновь происходит персонификация политики, а это риски, которые Путин понимает. Я думаю, по мере изменения экономической конъюнктуры президент будет перекладывать часть ответственности на правительство и региональные власти».
Корме того, опрос показал, что 56% граждан не считают гонения на оппозиционеров началом политических репрессий. Среди 27% граждан, скорее считающих преследования репрессиями, каждый второй уверен: давление на оппозицию будет продолжаться на протяжении всего путинского срока.
Четверть поддержала закон о митингах, введение в УК статьи «Клевета» и закон о контроле над некоммерческими организациями, еще треть согласна с необходимостью ввести оппозицию в рамки закона, однако более мягкими способами.
«Путин в сознании обывателей защищает их от произвола чиновников, - считает политолог Дмитрий Травин. - Это психология традиционного, старого, слаборазвитого общества, а не общества модернизации. Если говорить о стране в целом, о провинции, то у многих акции оппозиции вызывают отторжение. Люди просто не понимают связи между демократией и уровнем жизни. А оппозиция посягает на Путина, кто ж тогда будет простых граждан защищать от чиновников?! Многие полагают, что протесты — это баловство, кроме того, здесь сказывается общая неприязнь к сытой Москве».
Стоит отметить, что поддержка акций протеста, по результатам опроса, к августу достигла минимального уровня с декабря 2011 года. С июля уровень поддержки оппозиционеров упал на 7% - до 24%.
Алексей Гражданкин видит логику в падении интереса к протестам: «Выборы закончились, а после драки кулаками не машут. Кроме того, лидерам протеста был выдан большой кредит доверия, они должны были добиться чего-то весомого за это время, но им этого не удалось. Люди не ждут никаких хороших начинаний ни от власти, ни от оппозиции».
Кристина Волобуева, «Фонтанка.ру»