Перевозчиков обяжут платить за безопасность пассажиров. С каждого перевезенного человека метрополитен, владельцы маршруток, троллейбусов и трамваев, а также всех иных видов транспорта, должны будут отчислять страховые платежи. Петербургским транспортникам нововведение обойдется в сумму до полутора миллиардов рублей в год.
Принятый в июне этого и вступающий с 1 января следующего федеральный закон устанавливает обязательное страхование ответственности перевозчика за причиненный пассажирам вред. В случае смерти пассажира родственники получат сразу 2 млн рублей, в пределах такой же суммы будут производиться выплаты в счет компенсации увечья. До сих пор обязательное страхование часто носило формальный характер и не обеспечивало реального возмещения вреда (например, на железнодорожном транспорте компенсация составляла 12 тысяч рублей).
Разработанный Министерством финансов РФ приказ определяет минимальные и максимальные ставки страховых тарифов. Например, метрополитен должен будет отчислять страховой компании от 7 до 19 копеек с каждого перевезенного пассажира, владелец маршрутки или иного городского автобуса – от 43 до 87, трамвая – от 15 до 31 и т.д.
Железнодорожников обяжут платить до 15 копеек за пассажира электрички и до 2,11 – с каждого перевезенного в поездах дальнего следования. Авиакомпаниям страховка обойдется в 9,87-19 рублей с каждого пассажира, а тариф для морских перевозчиков составит до 45,25 рублей.
Конкретные ставки дифференцируются в зависимости от условий страхования, в том числе наличия франшизы и ряда дополнительных рисков. Например, перевозчик вправе застраховать ответственность на случай, если вред жизни или здоровью пассажира либо ущерб его багажу (иному имуществу) был причинен в результате народных волнений, забастовок, военных действий или маневров и даже ядерного взрыва.
Оплачивать страховку транспортные компании должны самостоятельно, причем стоимость полиса рассчитывается исходя из объема перевезенных в минувшем году пассажиров. Так, петербургскому метрополитену новый вид обязательного страхования обойдется приблизительно в 55-150 млн рублей (по данным Петростата «подземка» Северной столицы в 2011 году перевезла 787 млн пассажиров), «Горэлектротрансу» – в 160-439 млн в год и т.д. Суммарные страховые сборы с зарегистрированных в Санкт-Петербурге транспортных организаций могут составить от 0,5 до 1,4 млрд рублей. В реальности сумма может оказаться еще выше – в статистических данных не учтен пассажирооборот субъектов малого предпринимательства.
Не исключено, что многие перевозчики используют «страховую повинность» для повышения тарифов. Тогда как оплачивая полис транспортники снимают с себя бремя выплаты возмещения пострадавшим в несчастных случаях – по закону будучи владельцами источников повышенной опасности (автомобилей, поездов, эскалаторов и пр.) они несут полную финансовую ответственность независимо от наличия вины в случившемся.