Автобус, прибывший из Выборга за матросами «Авроры», вернулся в учебный центр ни с чем. Гражданский персонал музея попросту не отпустил военнослужащих, так как в этом случае крейсер останется без охраны, а утром 4 сентября на корабле впервые за всю его историю некому было бы поднять Андреевский флаг. Теперь офицеры ЗВО пытаются расставить запятые в предложении «матросов убрать нельзя оставить». И ждут указаний из Москвы, так как Владимир Путин лично поручил министру обороны еще раз разобраться в ситуации с крейсером 1-го ранга.
Минувшей ночью на крейсере «Аврора» долго не ложились спать. У трапа стоял припаркованный военный автобус. В кустах дежурили журналисты, готовясь снять уход последнего матроса с корабля боевой славы. С борта легендарного крейсера на несколько метров по округе разносился отборный мат. Офицер, приехавший из учебки в Выборге за 14 военнослужащими срочной службы, чтобы увезти их к месту постоянной дислокации, неожиданно столкнулся с сопротивлением со стороны гражданского персонала военно-морского музея. Говорят, для урегулирования конфликта на Петроградскую набережную поздней ночью пришлось приехать даже высоким чинам из штаба округа.
Суть вопроса все та же, что из полтора года назад: если с крейсера уйдет военный экипаж, кто будет охранять корабль? За все это время обсуждений, дискуссий, официальных заявлений дело так и не сдвинулось с мертвой точки. На сегодняшний день персонал нынешнего филиала Центрального военно-морского музея насчитывает по-прежнему 9 гражданских специалистов (моряков из них трое), пару билетерш, экскурсоводов да директора музейной экспозиции — 84-летнего Льва Чернавина. Непосредственно обслуживают и охраняют «Аврору» 14 матросов срочной службы, прикомандированных из учебного центра. Как раз за ними вечером 3 сентября и приехал старший, так как, согласно директиве министра обороны, еще с 1 августа все военнослужащие должны были покинуть корабль, оставив его в руках музейных работников. На сегодняшний день юридических оснований для нахождения на «Авроре» матросов нет — проще говоря, они находятся там незаконно.
Тем временем сами военнослужащие по призыву написали обращение к верховному главнокомандующему, в котором просят Владимира Путина оставить их служить на «Авроре». «В процессе прохождения службы на корабле №1 ВМФ РФ научились быть слаженной командой и настоящим экипажем. Благодаря полученным навыкам и знаниям по военным корабельным специальностям, мы сможем и дальше грамотно обслуживать, охранять и защищать наш легендарный корабль «крейсер 1-го ранга «Аврора», - говорится в обращении к президенту.
Вряд ли это наивное послание 20-летних мальчишек будет принято во внимание главой государства. Скорее всего, Владимир Путин даже никогда не увидит этого письма. Зато другое обращение по поводу «Авроры» верховный главнокомандующий точно читал. В конце июля «Фонтанка» писала об инициативе ветеранов флота, которые предложили не возвращать на крейсер военный экипаж, а придать ему статус вспомогательного судна ВМФ и набрать персонал из числа уволенных в запас моряков. Обращение, подписанное председателем Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников Игорем Курдиным, было передано в канцелярию губернатора Петербурга 25 июля 2012 года. Георгия Полтавченко просили проявить политическую волю и лично передать письмо Путину.
К чести градоначальника, он не отмахнулся от предложения и на ближайшей встрече с президентом передал документ, содержащий конкретный план по сохранению легенды. Уже 8 августа фельдъегерской службой письмо было возвращено в Петербург Игорю Курдину. На бумаге с президентской печатью стояла подпись Владимира Путина с резолюцией «Сердюкову А.Э./Пр. Доложить». Не исключено, что именно этот росчерк пера и смущает военные чины, которые сейчас находятся между двух огней: с одной стороны, есть приказ министра обороны, предписывающий убрать матросов с «Авроры», с другой — личное вмешательство президента может сделать крутой поворот в судьбе крейсера. Брать на себя ответственность за какое-либо решение в такой ситуации, понятное дело, никто не хочет.
К слову, неплохо было бы не только определиться наконец со статусом «Авроры», но и провести ревизию хозяйственной деятельности крейсера. Военнослужащих и гражданский персонал корабля боевой славы смутило недавнее заявление директора ЦВММ Андрея Лялина о том, что вот уже год как «Аврору» обслуживает ОАО «Славянка». Дело в том, что представителей этой компании на борту крейсера никто в глаза не видел, и в этой связи было бы странно обнаружить какие-нибудь акты приемки выполненных работ. Особенно учитывая, что, по данным «Фонтанки», проект договора на обслуживание корабля «Славянкой» только 3 сентября ушел на согласование в Москву.
Напомним, что последний раз ремонтно-восстановительные работы здесь проводились 25 лет назад. Тогда были отреставрированы все верхнепалубные сооружения, надстройки, мостики, боевая и ходовая рубки, якорные, швартовые и прочие устройства. Согласно заявлению ОАО «Армалит-1», правопреемника завода-реставратора «Знамя Октября», 16 августа закончился срок эксплуатации судовой арматуры, изготовленной в 80-е годы прошлого столетия. Сегодняшнее же состояние корабля говорит само за себя: фотографии, сделанные во время недавней аварии на «Авроре» (когда сорвало клапан забортной воды), продемонстрировали всему миру ржавый корпус. Кстати, в этом году «Аврору» впервые не покрасили ко Дню ВМФ — ЛенВМБ отказалась выдавать материалы, так как крейсер больше не находится на их балансе, а у музея просто нет корабельной краски. Экипажу пришлось задействовать смекалку — заначки хватило ровно на ту поверхность «Авроры», где прошел губернатор под прицелами телекамер.
Юлия Никитина,
«Фонтанка.ру»