Расходы на обязательное оснащение аппаратурой ГЛОНАСС некоторых категорий транспортных средств составят до 60 млрд рублей, еще более 1 млрд автовладельцев придется платить ежегодно. К такому выводу пришли эксперты Министерства экономического развития РФ.
Дискуссия развернулась вокруг новой инициативы транспортного ведомства, еще больше ужесточающей требования к владельцам автобусов, троллейбусов, такси, некоторых грузовиков и ряда иных автомобилей. Согласно проекту нового приказа Минтранса, для тестирования установленной аппаратуры ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS они вынуждены будут обращаться не в Ространснадзор, а к посредникам – в региональные навигационные центры (НИС). Именно этим организациям отдается ключевая роль в контроле за оснащением соответствующих автомобилей специальным оборудованием. Не получив санкцию такого НИС, владельцы автобусов (в том числе используемых для коммерческой перевозки «микриков» и даже некоторых пассажирских минивэнов) уже с 1 января 2013 года рискуют потерять лицензию на осуществление деятельности.
Зачем такие посредники нужны – остается загадкой: Министерство транспорта РФ не представило пояснительной записки к проекту нового приказа. Документом же не определено, какие организации могут претендовать на статус НИС, как они будут отбираться, сколько таких центров будет создано и т.д. Не ясно также, в течение какого периода автовладельцы должны протестировать свои навигаторы – одномоментно сделать это будет затруднительно: «в результате ... будут созданы предпосылки для появления многокилометровых очередей, которые могут парализовать систему коммерческих перевозок автобусами», – убеждены эксперты Минэкономиразвития РФ.
Они также критикуют представленные транспортным ведомством расчеты стоимости навигационной аппаратуры и расходов автовладельцев на ее установку и эксплуатацию. Ведь РНЦ вправе будет определять собственные требования к протоколам обмена данными между бортовой аппаратурой и региональными навигационными центрами: «В условиях, когда региональные НИС оказываются аффилированы с производителями аппаратуры ГЛОНАСС, создаются предпосылки для навязывания потребителям аппаратуры определенного производителя», – констатируют эксперты.
Альтернативные расчеты показывают, что стоимость одного навигатора для пассажирского автотранспорта составит до 60 тысяч рублей, еще примерно в 30 тысяч обойдется его установка. В итоге расходы только на оснащение транспортных средств могут превысить 60 млрд рублей. Еще до 1,2 млрд владельцы такси, автобусов и грузовиков будут тратить ежегодно на обслуживание (примерно по 12 тысяч на автомобиль).