Большинству тех, кто в советское время профессионально занимался волейболом, 8 сентября рано утром пришло одно и то же смс-сообщение: «Лев Оскарович умер сегодня в пять утра». За день до этого последний заслуженный тренер СССР по волейболу в 73 года учил молодежь. Он ушел, как легионер империи, - полвека, до последнего удара мяча о паркет был предан спорту.
Когда в 2009 году волейболисты Петербурга отмечали 70-летие Льва Леонтьева, он вышел перед выстроившимися колоннами волейболистов разных возрастов в зале Высшей школы спортивного мастерства на Васильевском острове и спокойно, не по-императорски, произнес: «Приветствую вас, люди волейбола». Перед ним стояла паства. После ухода величайшего тренера 20 века Вячеслава Платонова, патриархом у них был он.
Сегодняшние чемпионы еще не родились, а Леонтьева как тренера знали за границами СССР. Самое длинное - это перечислять его награды. Он просто последний заслуженный тренер СССР по волейболу, старик, которого знали лично все.
Его талант был в мгновенном предельно доходчивом объяснении сложной бахромы движений. Если он решил поправить, то, как великолепный учитель, сразу называл лозунг тонкости. Ему бы речи политикам диктовать, чтобы люди хоть что-то смогли перевести в их потоке деклараций.
- Не поймите меня превратно, юноша, вы, когда с девушкой знакомитесь, ведь стараетесь ее не упустить? Так и с мячом над сеткой. Запомните на всю жизнь – «снимай быстрее».
- Куда хочешь подАть? Не на трибуны глазей, а посмотри себе под ноги. Куда будет направлен носок твоего левого тапка, туда мяч и полетит. Ты не смотри, что он круглый, - мячик умный.
- Отдал пас, замри. Как будто тебя сфотографировали для модного журнала. Полюбуйся на себя в этом кадре. Видишь, руки не опустились. Мораль дяди Левы: «Не опускай при пасе руки».
А уж если Леонтьев бранил, то изысканно и с улыбкой: «Золото мое, я восхищен. Ты не мастер спорта, ты талантливее. Чтобы без блока в такой ситуации запустить мяч в аут, нужно быть мастером спорта международного класса».
Леонтьев родился 21 октября 1939 года. Воспитал чемпионов Олимпийских игр и мира, Европы и СССР, спартакиад и универсиад. В девяностые годы Леонтьева перетащили к себе итальянцы. Говорят, они недурно сегодня играют.
В 1969 году он уже тренировал на Васильевском острове сборную школьников Ленинграда. Именно тогда он ставил будущего Мистера волейбола мира, когда-то вечного капитана нашей сборной и связку №1 Вячеслава Зайцева.
Этим летом он тренировал ребят под Лугой. В июне еще не были готовы площадки, он звонил всем ветеранам, кто в силу статуса может влиять на результат. Он готов был ворваться к губернатору области, лишь бы песок под ногами старшеклассников был правильный. Площадки поправили. Леонтьев перезванивал, всех благодарил, будто в долг дали.
Чиновники на него реагировали снисходительно, а он доставал всех нервными беседами о зарплате учителей физкультуры, графиками занятий с малышами.
Порой он подходил к взрослым волейболистам на их тренировки и хвастался: «Такого парня затащил в зал. Ноги – гениальные! Пальчики – кашемировые».
Его уровень как учителя определялся мгновенно, когда в зал заходил любой взрослый. Все пацаны сразу разворачивались и здоровались. Интеллигенция берется отсюда, а не из красных дипломов. Леонтьева упорно в советники не звали, а он и не рвался на арены. Порой ленился набиваться в эксперты, порой дурака валял. Скромный зал школы Московского района на Благодатной был ему мил.
Он не был святой. Жизнь вне площадки прожил бурно. Был зависим от страсти, от ставки. Карты в его руках были не редкостью. Играл по-крупному на тотализаторе и нельзя сказать, что фарт – это его конек. Наверное, жить с ним в семье было непросто. Но от этого он не стал для воспитанников хуже. А имя им – легион. Первые встали на ноги еще в начале шестидесятых.
- Ненаглядный мой, отчего блоха высоко прыгает? Потому что все время прыгает, – подмигивал он уставшим на занятиях.
Он не бросал курить, и чашка кофе всегда стояла рядом.
6 сентября этого года около 19 часов во время тренировки в спортзале предприятия «Скороход» на Московском проспекте ему стало тяжело. Его квартира находилась в двадцати метрах от зала.
Леонтьев ушел.
На финише он смог увидеть триумф воли наших волейболистов на Олимпиаде в Лондоне. Во время ныне уже исторического матча с Бразилией Лев Оскарович звонил своим ученикам и радовался: «А Тетюхин-то бриллиант!». Конечно, на его глазах были слезы. Это и есть счастье.
Последние годы он плохо видел, перенес несколько операций.
- Красавец ты мой, Лев Оскарович ослеп, но не поглупел, – напоминал порой он молодежи, если кто-то пытался сократить количество данных им упражнений.
Он умер, потому что кончилась его жизнь. Забыть этого всего нельзя, а говорить долго ни к чему.
Его воспитанник, профессиональный тренер, а ныне первый ветеран-волейболист России в возрасте «60+» Владимир Ванин часто говорит на играх: «В трудной ситуации твоя задача не выиграть, а не проиграть».
Лев Леонтьев уж точно не проиграл. А за 50 лет состязаний - это страшно много.
Евгений Вышенков, Фонтанка.ру
Предъюбилейное интервью Льва Леонтьева читайте здесь.