В Петербурге завершился судебный процесс по громкому делу о попытке получить откат от подрядчика, выполнявшего работы в Морском соборе. Военного финансиста Сергея Бусова не остановило даже то, что реставрация объекта велась под патронатом тогда еще первой леди страны Светланы Медведевой. Военная прокуратура просила 6 лет колонии строгого режима и 85 млн. рублей штрафа. Горсуд посчитал возможным условное лишение свободы и штраф 5,1 млн. рублей.
Неожиданным приговором завершился в Петербурге судебный процесс по громкому делу о попытке получить откат от подрядчика, выполнявшего работы в Морском соборе. Военного финансиста Сергея Бусова не остановило даже то, что реставрация объекта велась под патронатом тогда еще первой леди страны Светланы Медведевой. По версии следствия, он обещал перечислить деньги субподрядчику только после отката в 1,7 млн рублей. Военная прокуратура просила для Бусова 6 лет колонии строгого режима и 85 млн рублей штрафа. Горсуд посчитал возможным условное лишение свободы и штраф 5,1 млн рублей.
Уголовное дело о взятке в размере 1,7 миллиона рублей – первое в многострадальной истории кронштадтского Морского собора и едва ли не самое громкое в истории петербургской реставрации за последние годы. Оно было возбужденно военным следствием после того, как в ФСБ обратились представители филиала «Северо-Западный» ОАО «Оборонэнерго» в конце 2011 года.
Как следует из материалов дела, в ноябре прошлого года подрядчик, которому за электромонтажные работы причиталось 149 млн рублей, сдал все необходимые документы в отдел Бусова. Однако военный чиновник затягивал процедуру перечисления на расчетный счет компании оставшихся денег. Ранее фирма получила только аванс в размере 45 млн рублей.
В ходе расследования было установлено, что в одну из встреч с представителем филиала «Северо-Западный» Бусов написал на листке бумаги цифры «1,7», а на словах пояснил: мол, это миллионы рублей. Получив такой однозначный посыл, руководство компании обратилось к чекистам. Оперативники подготовили деньги (17 тыс. долларов и 250 тыс. рублей), переписав их номера. Купюры упаковали в пакет и вручили представителю фирмы.
Процедура приемки-передачи взятки отображена в материалах уголовного дела. 29 декабря прошлого года представитель «Оборонэнерго» приехал в 199-й ОФКС, зашел в кабинет к Бусову, показал деньги. Чиновник, выйдя из кабинета, кивнул посетителю на кладовку: мол, туда клади. Представитель подрядчика заглянул в подсобное помещение, где хранились старые документы, и положил пакет сверху. После этого он получил от 35-летнего финансиста обещание перечислить оставшиеся деньги филиалу «Северо-Западный».
Разговор, естественно, был записан. Впоследствии представитель «Оборонэнерго» говорил, что опасался за сохранность денег, так как мимо кладовки ходили люди, и поэтому испытал облегчение, когда деньги снова вернулись к чекистам.
Сергею Бусову, которого задержали после передачи денег, было предъявлено обвинение в преступлении, предусмотренном ч. 3 ст. 30 и ч. 6 ст. 290 УК РФ (покушение на вымогательство взятки в особо крупном размере). Под стражу он не заключался. Со службы был уволен в январе текущего года.
Расследование уголовного дела длилось чуть больше полугода. В конце августа оно было направлено в суд, а 13 сентября прошло первое заседание. Поначалу Бусов держался молодцевато. Свои показания он называл «выступлением», за что получил замечание от судьи: мол, выступают на съезде партии, а вы показания даете. Даже признание вины он сделал как-то бодро. Его настроение изменилось после прений.
Государственное обвинение по уголовному делу поддерживал лично прокурор Западного военного округа генерал-лейтенант юстиции Александр Девятко. Военная прокуратура в ходе прений просила признать подсудимого виновным в полном объеме, приговорить к 6 годам колонии строгого режима, назначить штраф в 70-кратном размере (85 млн руб.) и лишить его права занимать должности на госслужбе сроком на 3 года.
Защита, не оспаривая виновности, напирала на смягчающие обстоятельства: у Бусова на иждивении жена и два малолетних ребенка, преступление совершено впервые, налицо признание вины и раскаяние.
На судебное заседание 23 сентября Сергей Бусов пришел погрустневшим. Был строг и задумчив. В своем последнем слове он напомнил о маленьких детях, супруге, стариках-родителях и просил не назначать ему реального лишения свободы.
Оглашение приговора было назначено после перерыва. Через пару часов экс-военный вошел в зал с большой сумкой. Сидевшая позади жена пила лекарство. Впрочем, и то, и другое оказалось напрасным.
Горсуд признал Сергея Бусова виновным, но не потерянным для общества. 6 лет лишения свободы условно с испытательным сроком 4 года. Штраф – 5,1 млн рублей. Лишение права три года занимать должности на государевой службе.
В решении есть только один нюанс, который может не понравиться осужденному. Срок погашения штрафа – 3 месяца. Если с оплатой затянуть, то наказание из условного может перейти в реальное лишение свободы. Но и здесь гуманный закон дает Бусову второй шанс: можно обратиться в суд с ходатайством о рассрочке оплаты.
Алексей Михайлов,
«Фонтанка.ру»