В Смольном нашли способ, как обеспечить огромные кварталы общественным транспортом, если денег на метро будет по-прежнему не хватать. Место дорогостоящей подземки могут занять выделенные линии скоростного трамвая. А для того, чтобы движению рельсового транспорта ничего не мешало, на отдельных перекрестках могут установить шлагбаумы.
О возможном повороте в транспортной стратегии города журналистам рассказал глава КРТИ Борис Мурашов. Еще недавно его ведомство вообще не имело никакого отношения к строительству метро и занималось исключительно дорогами и мостами. Однако в конце сентября губернатор Георгий Полтавченко подписал постановление, согласно которому эти полномочия отошли от комитета по транспорту к комитету по развитию транспортной инфраструктуры.
Главная проблема, которую получил от своих коллег Борис Мурашов, – это явное отставание темпов строительства метро от того графика, который был задан летом 2011 года. Тогда, напомним, Смольный принял отраслевую схему развития подземки, согласно которой к 2025 году мы будем иметь три новые станции на Васильевском острове, линию до Лахты, «Балтийской жемчужины», Пискаревки и улицы Коммуны. Однако для реализации этой схемы в год нужно тратить на строительство новых линий 30 млрд. В 2012 году на эти цели планируется потратить чуть более 10 млрд, в 2013-м – 12 млрд.
В связи с этим, как рассказал 4 октября Борис Мурашов, город может пойти на корректировку схемы. В таком случае вместо каких-то линий подземки будут строиться выделенные полосы для движения скоростного трамвая. По мнению чиновника, они смогут частично решить транспортные проблемы изолированных районов – до того момента, как там наконец появится метро.
Главная причина для такого решения – финансовая. По оценке специалистов, 1 км подземки в Петербурге стоит от 4 до 7 млрд рублей: столь высокая стоимость вызвана сложными геологическими условиями. Что касается скоростного трамвая, то в качестве сравнительной величины можно взять цифру в 13 млрд рублей. Именно во столько городские власти оценивали замороженный ныне проект линии легкорельсового трамвая от Пулково до Московского вокзала. Протяженность линии должна была составить 25 км, а значит, аналогичная ветка подземки обошлась бы минимум в 100 млрд.
Как подчеркивают в Смольном, для того чтобы трамвай действительно стал альтернативой метро, пути должны быть адаптированы под движение со средней скоростью в 20 - 25 км/ч. Полоса движения трамвая должна быть обязательно выделенной. Светофоры на перекрестках должны быть настроены таким образом, чтобы приоритет в движении отдавался именно рельсовому транспорту.
Более того: в некоторых местах, где выделенная полоса пересекается с проезжей частью, возможно, будут устанавливаться шлагбаумы, которые будут опускаться при приближении трамвая. Эта мера, по словам Бориса Мурашова, будет применяться в исключительных случаях, когда есть опасность, что автомобилисты станут использовать пересечение для разворота и таким образом могут стать препятствием на пути трамвая.
Эксперты в целом положительно оценивают эту идею Смольного: исторически во все новые кварталы Петербурга первым делом приходил именно трамвай. Конечно, подземка способна перевозить в разы больше пассажиров. Так, если средняя пассажировместимость современного трехсекционного трамвая составляет около 250 человек, то шестивагонный состав метро за раз может перевезти более 1000 пассажиров. Но при этом маршрут трамвая гораздо более разветвленный, чем у подземки: он может петлять по кварталу, высаживая пассажиров практически рядом с домом.
Какие именно участки отраслевой схемы развития метро могут пойти «под нож», пока неизвестно. По словам Бориса Мурашова, решение о том, стоит ли ее корректировать или нет, может быть принято до середины 2013 года. При этом забрасывать подземку в Смольном не будут: правительство по-прежнему будет пытаться выбить федеральные деньги для строительства новых линий, хотя пока эти попытки не привели к положительному результату. Кроме того, комитет по развитию транспортной инфраструктуры будет вести работы по снижению стоимости 1 километра подземки.
Напомним, что у города уже есть планы по строительству целого ряда выделенных линий скоростного трамвая. Однако все они будут строиться для обеспечения связи города с ближайшими пригородами – с Красным Селом, Колпино, Всеволожском и Сертолово. Теперь же к ним может добавиться и разветвленная сеть внутригородских маршрутов.
Андрей Захаров, "Фонтанка.ру"