Структура ОАО «РЖД» - «Скоростные магистрали» - опубликовала эскизы, которые лягут в основу реконструкции Московского вокзала в Петербурге и Ленинградского — в Москве. Судя по отраженному в предпроектных разработках, обновления не коснутся исторических фасадов, чего не скажешь об окружающей их действительности. Пассажиров высокоскоростных экспрессов Москва - Петербург будут встречать надстройки из стекла и бетона, которые появятся над существующими перронами.
ОАО «Скоростные магистрали», занимающееся реализацией проекта строительства ВСМ-1 (соединяющего две столицы железнодорожным движением со скоростью 400 км/ч), опубликовало результаты совещания в Общественной палате. Эксперты, как утверждают в «дочке» «РЖД», одобрили представленные проекты, так как выяснилось, что они не угрожают расположенным рядом с будущей стройкой памятникам архитектуры.
В список памятников, которые вызывали опасения у железнодорожнков и подлежат сохранению, в Петербурге вошли сам Московский вокзал, серьезно страдавший во время работ по строительству «Галереи» дом Перцова, церковь святого Петра, митрополита Киевского и святой Троицы. Также в близости от дороги могут оказаться Вознесенский Оршин женский монастырь в 18 км от Твери, а также две исторические усадьбы в Тверской области.
О сохранении исторических складов Кокорева на Лиговском, 50, в проектах «РЖД» ничего не сказано. Между тем именно на их территории, судя по эскизам, и расположится пассажирский терминал для ВСМ. Эту идею впервые, напомним, озвучили петербургские проектировщики из студии «Урбис-СПб». Они предложили соорудить урбанистическую конструкцию, выходящую не только на Лиговский проспект, но и к Транспортному переулку, на площадь, где стоит церковь Петра.
Свою задумку архитекторы и представители РЖД объясняют необходимостью связать терминал для ВСМ с транспортными артериями города. А поскольку лучшее место для размещения нового вокзала - бывшая «яма» на Лиговском - уже застроено, здесь построен ТК «Галерея», решено искать место за ней.
Кстати, опыт девелопера «Галереи» компании «Бриз» будет востребован застройщиком «РЖД». В «Скоростных магистралях» уже заявляют о необходимости использования не только надземного, но и подземного пространства близ Московского вокзала для организации парковки. В подземный уровень вокзала планируется вывести саму платформу для приема высокоскоростных составов. Залы ожидания для пассажиров ВСМ могут расположиться над действующим перроном. И здесь главное, чтобы стеклянная конструкция была не выше здания Московского вокзала - чтобы не нарушать исторической панорамы площади Восстания.
В Москве, отметим, архитекторы не стали ограничивать свою фантазию высотными характеристиками существующего комплекса Ленинградского вокзала. На эскизе обновленного транспортного узла можно без труда рассмотреть новую башню-доминанту, которая вырастет в районе платформы «Москва-Каланчевская».
К очевидным трудностям, которые могут возникнуть перед железнодорожниками на пути к строительству нового терминала в Петербурге, также можно отнести интерес других девелоперов к земле между Лиговским проспектом и Товарным переулком. В частности, о желании возводить на бывшем грузовом дворе станции Московская-Товарная жилье и коммерческую недвижимость заявляли ООО «Девелоперская компания «Созвездие», холдинг «ЛенСпецСМУ» и ООО «Росрегионпроект девелопмент», которое связывают с самим "РЖД".
Впрочем, в связи с приближающимся чемпионатом мира по футболу 2018 года несложно угадать, что «зеленый свет» от правительства первым получит проект ВСМ, который возьмет на себя основной пассажиропоток между столицами во время проведения ключевых матчей.
Отметим, в Смольном до последнего шли споры относительно размещения вокзала для ВСМ. Вице-губернатор Сергей Вязалов предлагал построить для скоростного экспресса новый перрон, на южных окраинах города. Но это предложение было отвергнуто "РЖД" из-за дороговизны и возникающих дополнительных транспортных проблем (необходимости доставлять пассажиров скоростного поезда в центр города другим транспортом).
Проект реконструкции Московского вокзала на сегодняшний день оценивается в 12 - 17 млрд рублей. В «Скоростных магистралях» уверены, что строительство нового терминала не помешает работе транспортного узла.
Напомним, что летом этого года в "РЖД" заявляли о полной готовности проекта ВСМ-1 (Москва - Петербург) к реализации. По подсчетам железнодорожников, для запуска движения скоростью 400 км в час между Северной и Белокаменной столицами необходимо проложить 660 км новых путей, реконструировать два вокзала, а также закупить скоростные составы. Инвестиции в реализацию проекта оцениваются в 1,1 трлн рублей, из которых 70% вложит государство, а 30% - частные инвесторы, победившие в международном конкурсе (пока не объявлен).
Маша Могилевская, «Фонтанка.ру»