В Эрмитаже открылась выставка архитектурного рисунка. Экспозиция должна решить сразу две задачи – вернуть понимание ценности «бумажного носителя» и хоть немного поспособствовать воспитанию архитектурного вкуса у чиновников и инвесторов. Правда, ни тех, ни других на открытии замечено не было.
В здании Главного штаба открылась выставка «Библиотека архитектуры», представляющая более 80 архитектурных рисунков XVIII - XXI веков. Экспозиция построена по принципу диалога двух коллекций - собрания практикующего архитектора Сергея Чобана и императорского собрания из фонда Эрмитажа. Многие работы выставляются впервые – среди них и новейшие берлинские приобретения, и петербургские музейные экспонаты.
Эрмитажная часть выставки – собрание, начало которому положила императрица Екатерина II, разместившая свою коллекцию в Царском Селе, в парковом ансамбле, созданном в 1770–1780-х годах. Екатерининское «коллекционирование архитектуры» распространялось не только на здания, но и на бумажные материалы о них – архитектурная библиотека императрицы Екатерины II если и не была всеобъемлющей, то насчитывала по меньшей мере несколько тысяч специальных книг. Галерея и библиотека монарха задавали тон и стиль работающим при дворе архитекторам.
«Екатерина II очень внимательно и требовательно относилась к деятельности архитекторов, - пояснил на открытии выставки директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. - Она сама выбирала по имеющимся рисункам, какое здание можно было бы возвести в том или ином месте, эти работы показывали архитекторам, чтоб они ориентировались и на уровень, и на стиль». Слова «и результат налицо» отчетливо повисли в воздухе, но выступающий решил вслух их не произносить.
Что касается архитектора Сергея Чобана, то он собирает «бумажную архитектуру» больше 10 лет. С 2009 года существует созданный им фонд, который непрерывно пополняется. Коллекция Сергея Чобана составит ядро Музея архитектурного рисунка в Берлине, который должен открыться в 2013 году.
«Бумажная архитектура хороша тем, что ее невозможно испортить, - объяснил Чобан причины своего особого внимания к архитектурным рисункам». «Я всегда хотел быть архитектором, ошибочно думал, что если ты архитектор, то ты создаешь что-то для вечности. Но ничто не уходит так быстро, как произведения построенные, - их портят еще в момент создания и потом продолжают постоянно портить дальше, - добавил он. - Поэтому как раз собирать рисунки и рисовать самому – значит создавать вещи гораздо более долговечные, чем строить здания. Даже если все построено удачно, все равно количество людей, которые норовят их испортить, – оно таково, что только на рисунке вы можете увидеть истинный замысел мастера».
«Архитектурный рисунок - не история, а абсолютно актуальное искусство, которое не только интересно многим, но и обладает очень высокими вневременными эстетическими качествами, - объяснил Чобан идею создания своей коллекции. - Наш мир становится все более эфемерным и лишенным таких носителей, как холст или бумага. Но все электронные носители настолько преходящи, насколько преходящи и мы сами. Поэтому обратить внимание людей на чувственность такого носителя идей, как бумага, собственно, и является одной из задач фонда. Мы хотим показать важность качества архитектурного рисунка для студентов, для молодых архитекторов, раскрыть для них такую возможность мышления, возможность запечатления своих идей на бумаге».
Правда, на вопрос, какие из замыслов архитектора не были испорчены, Чобан очень неохотно назвал только здание в Гранатовом переулке в Москве. Но добавил, что «сейчас вроде бы без изменений строится «Невская ратуша». «А еще я надеюсь, что наш с Евгением Герасимовым градостроительный проект - «Набережная Европы» - тоже не вызовет проблем у западных архитекторов, которые проектируют сейчас для него свои здания», - заметил он.
Выставка выстроена по принципу диалога двух коллекций – все рисунки в нем объединены в пары: это работы, приписываемые одному и тому же архитектору, выполненные на одну тему или же лишь косвенно дополняющие друг друга, по-разному развивая сходную идею. Работы Ноя Троцкого и Игоря Фомина соседствуют с рисунками Тома де Томона, Джованни Пиранези и Лео фон Кленце, Либескинд неожиданно перекликается с Пино, и идеи XVIII века неожиданно находят свой отклик и дальнейшее продолжение и в конце XX столетия.
Часть экспонатов из коллекции Эрмитажа выставляется впервые, среди них - архитектурные зарисовки Берто ди Сансеполькро, редкая композиция, приписываемая Жану Гужону, проект Театра Иезуитов в Коллеже Людовика Великого, созданный под руководством Блонделя Младшего. По окончании выставки в дар Эрмитажу передадут два рисунка Сергея Чобана, а также серию проектов других архитекторов, работающих над созданием комплекса «Набережная Европы», разговоры о его строительстве заслонили то, что этот проект – далеко не рядовое событие в мировой архитектуре.
В Эрмитаже надеются, что выставка сможет внести свой вклад в сохранение облика Петербурга. «Мы столкнулись с тем, что у нас есть замечательные архитекторы, но нет архитектуры, - объяснил на открытии Михаил Пиотровский. – И значит, дело не в том, что некому создавать здания, проблема гораздо шире». «Долгое время считалось, что достаточно жить в нашем городе, чтобы понимать, что такое архитектура, - развел он руками. - Но выясняется, что этого недостаточно: почему-то люди, которые годами смотрели на прекрасные петербургские здания, в итоге принимают какие-то жуткие решения». «Значит, надо развивать более сложный архитектурный вкус. И этим мы и займемся», - сделал вывод директор Эрмитажа.
Правда, никого из принимающих решения на открытии выставки замечено не было. Основной костяк посетителей составляли студенты и те, кого в советские времена было принято называть «технической интеллигенцией». Сколько-нибудь значимые бизнес-персоны и представители чиновничьих кругов в Главный штаб не пришли. Проигнорировал – во всяком случае, официально – мероприятие и комитет по культуре.
Кира Обухова, "Фонтанка.ру"