16 октября 2012 года на «Авроре» подняли флаг около 11 часов утра, и сделали это гражданские специалисты. Стоит напомнить, что над полноценными музейными экспонатами военно-морской флаг России не поднимается. Слово «реликвия» происходит от латинского глагола relinquere, то есть «оставаться», – это свято хранимая, почитаемая вещь, связанная с историческими или религиозными событиями прошлого. Так вот, крейсер «Аврора» – это реликвия, связанная с историческими событиями прошлого – с Цусимским сражением, с Первой мировой войной.
Это прекрасно понимали большевики, которые немедленно сделали ее «символом Октябрьской революции», потому что у Октябрьской революции на момент ее совершения никаких особенных символов не было, так что лучше было прислониться к чужому символу, сделав его впоследствии своим. К месту оказался и режиссер Эйзенштейн, которому «Аврора» как «символ Октябрьской революции» обязана своим рождением в качестве этого самого символа, поскольку «взятие Зимнего дворца» происходило с большим размахом только в его фильме.
И как «символ Октябрьской революции», легендарный крейсер дожил до наших дней, а вот про его участие в Цусимском сражении с 1917 года вспоминали все реже и реже.
«Аврора» в том сражении прикрывала собой транспорты. То есть она получала в свои борта все снаряды, которые адресовались транспортам.
Очевидцы того сражения насчитали 18 снарядов, попавших в «Аврору», а уж осколками она была просто избита. Палуба была залита кровью, но «Аврора» выстояла. Шесть раз сбивался флаг, и шесть раз его возвращали на место. Это был корабль, на котором и команда, и механизмы корабля составляли единый организм, единое целое.
«Братцы, цельтесь получше!» – вот как напутствовал своих артиллеристов раненый офицер – они все были «братцы». Особый дух «Авроры» отмечали все вновь прибывшие: «Команда не ходит по палубе, а летает».
Так что нарождающемуся советскому строю очень нужен был тот самый дух «Авроры». И советский строй этот дух получил – во время Великой Отечественной войны, когда «Аврора» осталась без пушек, когда всю блокаду ее расстреливали орудия и сбрасывали на нее авиабомбы, она выстояла – она села от пробоин на грунт, но не спустила флаг.
Всякий раз, когда флаг сбивали, его водружали вновь.
В 1987 году, после ремонта, «Авроре» вернули ее первоначальный вид, заменив днище – в свое время, когда оно стало пропускать воду, его просто залили бетоном, который оказался потом настолько хорошим, что его от днища было не отделить. Отрезали днище, заменив его на стальное.
Она осталась «кораблем № 1», без двигателя и винта, но в составе ВМФ с военными моряками на борту. Это позволяло на законных основаниях соблюдать на «Авроре» корабельный устав и регламент, поднимать военно-морской флаг, участвовать в парадах, ритуалах, торжественных встречах.
Настоящие беды «Авроры» начались в июне 2009 года, в дни Петербургского экономического форума, когда на «Авроре» с большим чувством прошла знаменитая вечеринка.
После этой вечеринки наказали… военно-морской флот. Был уволен командир «Авроры» Анатолий Бажанов, понижен в должности командующий Балтийским флотом Виктор Мардусин, а через полтора года выяснилось, что разрешение на «праздничный коктейль на 150 VIP-персон» дал лично главком Владимир Высоцкий – потом уволили и его.
1 августа 2012 года должна была произойти окончательная передача крейсера «Аврора» ЦВММ, и 14 матросов срочной службы должны были покинуть его в этот день.
Но покинули они его только 16 октября в 5 часов утра.
«Аврора» теперь полноценный музейный экспонат.
Может ли настоящая реликвия находиться в музее?
Может, но тогда она ничем не отличается от ритуальных африканских масок, которыми можно вовсю украшать стены.
«Аврора», которая могла бы стать символом России, символом ее несгибаемости и неизбывности, получила теперь инвентарный номер.
Военно-морской флот нуждается в правофланговом. Очень.
А России нужен объединяющий нацию символ.
Нужен образец отношения к делу, к долгу, и «Аврора» стояла в одном шаге от того, чтобы стать таким образцом.
Но судьба распорядилась иначе.
В сегодняшней России такие понятия, как «долг» и «честь», претерпели изменения. Нынешний «долг» и нынешняя «честь» не имеют никакого отношения к тому, что под этими словами понималось в 1900 году, когда «Аврора» была принята в казну.
Непокорный дух «Авроры», не склонившей своей главы перед неприятелем, выстоявшей в годины революций и братоубийственных войн, пугает тех, кто привык все решать в тиши кабинетов, без свежего ветра, в теплой пыли.
«Аврора» – это укор правителям.
«Аврора» – это напоминание о величии человеческой души, о готовности к самопожертвованию. И она же говорит о том, что человеческая душа может быть мелкой, завистливой и пакостливой.
С «Авророй» люди связывали свои мечты и надежды.
Теперь это все занесено в список имущества.
Писатель-маринист Александр Покровский для "Фонтанки.ру"