Госдума рассмотрела в первом чтении сразу два законопроекта об образовании. Депутатам в ходе обсуждения импонировало предложение коммунистов повысить зарплаты учителям и стипендии студентам, освободить школы от налогов. Но проголосовали они за документ, который не отменяет ЕГЭ и сокращает количество вузов. Таким образом, дело Фурсенко продолжает жить и после его ухода с поста главы Минобразования.
Государственная дума рассмотрела в первом чтении сразу два законопроекта об образовании. Депутатам в ходе обсуждения импонировало предложение коммунистов повысить зарплаты учителям и стипендии студентам, освободить школы от налогов. Но проголосовали все-таки за правительственный документ, который не отменяет ЕГЭ и сокращает количество вузов. Таким образом, дело Фурсенко продолжает жить и после его ухода с поста главы Минобразования. Промедведевский проект поддержал Жириновский своим заявлением, что высокообразованная молодежь — угроза конституционному строю.
За два года правительственный законопроект «Об образовании» переписывали едва ли не 10 раз. Разработка началась еще в 2009 году. В 2010-м документ был выставлен на всеобщее обсуждение на сайте Министерства образования и науки. В 2011-м тогда еще президент Дмитрий Медведев заявил, что бумаги должны быть оформлены к осени.
Пока законопроект писали, было рассмотрено более 20 тысяч поправок и предложений. В итоге получился документ, до сих пор будоражащий особо активную часть населения страны. Основным камнем преткновения становятся опасения, что обучение в российской высшей и средней школе станет платным. Чиновники отрицают. Министерство образования и науки не единожды пыталось разъяснить «революционные» нормы. Неудачно.
Основа нового закона - слияние двух документов-пенсионеров - «Об образовании» от 1992 года и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 1996 года. Как говорят разработчики, в правительственном документе закреплены четыре основных права: конституционное на образование, на поддержку различных форм его получения (в том числе самообразование), на возможность учиться на родном или любом другом языке, а также на защиту своих интересов, в том числе и в судебном порядке.
Максимально приблизил законопроект к народу министр образования и науки России Дмитрий Ливанов уже во время выступления в Государственной думе: «Новый закон «Об образовании» сохраняет и расширяет гарантии бесплатности, закрепляет меры социальной поддержки учащихся, в том числе питание, стипендии и общежития. Также он утверждает особый статус учителей и расширяет роль родителей в процессе обучения».
В среду 17 октября на заседании нижней палаты парламента оба проекта рассматривались одновременно. Основным вопросом стало бесплатное образование. Особенно депутатов задели выступления Дмитрия Ливанова о том, что в России нужно будет сократить 20 % бюджетных вузов и 30 % филиалов. «Эта работа не приведет к понижению доступности высшего образования. Все прекрасно понимают, что они не дают должного качества обучения. Сейчас мы наблюдаем сокращение числа людей от 17 до 28 лет. Предполагается, что 80 % будут обеспечены бесплатным образованием. Это абсолютно адекватная цифра: по Конституции в нашей стране высшее образование получают на конкурсной основе», - заявил министр.
Второй проект («О народном образовании», разработанный депутатом Олегом Смолиным), внесенный в парламент фракцией КПРФ, более популярный. Он «устанавливает ЕГЭ как одну из возможных форм итоговой аттестации и конкурсных испытаний при приеме в вузы». Предполагает сделать участие вузов в Болонском процессе добровольным. В целом в документе подчеркивается необходимость автономии учебных заведений, а также обязательность выборов ректоров для всех вузов.
Коммунисты также предлагают сделать обязательными в школе 16 предметов - все основные дисциплины, которые школьники изучают в настоящее время. Конкурсный отбор и какие-либо тестирования при приеме в детсады и школы авторы законопроекта хотят запретить. Отказывать в приеме в образовательное учреждение, по их мнению, можно только при отсутствии в ней свободных мест. Расходы на образование, как считают авторы документа, нужно увеличить в два раза - с 3,5 процента ВВП как минимум до семи процентов. При этом срок госаккредитации вузов предлагается продлить.
В законопроекте отмечается, что детсады, школы и вузы необходимо освободить от уплаты налога. Размер средней ставки учителей должен быть не меньше, чем в промышленных отраслях. За ученую степень педагогам должны выплачиваться ежемесячные надбавки. Ставка академической стипендии для студентов вузов устанавливается в размере не менее 80 процентов от размера прожиточного минимума. Стипендии для учащихся в учреждениях начального и среднего профобразования предлагается установить на отметке 40 и 60 процентов от величины прожиточного минимума соответственно.
Председатель подкомитета по науке комитета по науке и образованию Государственной думы Жорес Алферов уверен, что в дальнейшем ориентироваться придется на закон Смолина. А вот лидер ЛДПР Владимир Жириновский предлагает вообще не развивать обучение в стране.
«В любом законе об образовании заложена революция. Чем больше высокообразованной молодежи, тем она опаснее для нас. Они будут свергать власть каждые 10 лет. Надо сдерживать образование, если мы хотим стабильности. Все правильно делал Николай Первый — на каторгу декабристов. Слишком образованные были русские офицеры», - заявил эпатажный политик с трибуны парламента.
Кстати, российские родители не верят чиновникам и законодателям. Например, движение в защиту дошкольного образования уже распространило заявление о сборе подписей против принятия положений законопроекта «Об образовании», касающихся самых маленьких жителей страны. Они считают, несмотря на заявления Дмитрия Ливанова, что обучение в детских садах станет платным.
Несмотря на то что в ходе обсуждения большинство депутатов высказывалось за «народный» проект закона, по результатам голосования был принят тот, что предложило правительство. Голоса распределились следующим образом: 292 депутата «за», 77 - «против», 1 - воздержался. Теперь наблюдателям остается только надеяться на то, что во втором (основном) чтении парламентарии не забудут о гражданах страны и все же оставят лучшее из обоих законопроектов.
Мария Цыганкова,
«Фонтанка.ру»