Организаторы все-таки решили отменить спектакль Леонида Мозгового «Лолита», против показа которого в интерьерах музея «Эрарта» выступила некая инициативная группа «товарищей». По одной из версий, люди искусства просто не захотели вступать в спор с персонажами, оскорбляющими и самого Набокова, и тех, кто решил перенести его на сцену. Таким образом, в Петербурге за короткое время оказались сорванными три культурных мероприятия – выставка Марата Гельмана, презентация нового проекта Дмитрия Быкова «Граждане бесы» и вот теперь - «Лолита». Если так пойдет и дальше, то в культурной столице будет просто не на что посмотреть. Впрочем, есть и другая версия - что никакую "Лолиту" в Петербурге показывать никто и не собирался, а все происходящее - большая провокация.
Напомним, что на днях в СМИ Петербурга поступило письмо от возмущенных «казаков Санкт-Петербурга» и «граждан РФ». Они якобы обратились к руководству музея «Эрарта» с требованием запретить выступление в связи с тем, что само произведение Владимира Набокова, по их мнению, подпадает под действие закона о пропаганде педофилии среди несовершеннолетних.
Покоробила подписантов (реальные следы которых во времени и пространстве обнаружить не удалось) и личность Леонида Мозгового. Заслуженному артисту России вменили в вину исполнение роли Гитлера как положительного персонажа, заодно пройдясь в нелицеприятных выражениях и по личности режиссера (речь, очевидно, идет о фильме Сокурова «Молох»), и по персоналиям организаторов настоящего спектакля.
В «Эрарте» письмо никак не комментировали и решать судьбу спектакля не торопились, сообщение об отмене постановки появилось на сайте музея только в субботу, 20 октября, за день до спектакля. В нем администрация особенно отметила, что «решение об отмене было принято артистом Леонидом Мозговым и организаторами спектакля», «музей «Эрарта» был готов принять спектакль на своей площадке и обеспечить максимальную безопасность своих посетителей на время его проведения».
По одной из версий, Леонид Мозговой просто отказался выходить на сцену, заявив, что не хочет спорить с «быдлом», оскорбляющим и его, и великого режиссера Александра Сокурова, и великий роман Набокова.
В коротком телефонном разговоре Мозговой пояснил корреспонденту "Фонтанки": «Вы знаете, я не люблю дразнить гусей. Решение по отмене спектакля принял сегодня. Казаки ко мне не обращались, меня поставили задним числом в известность. Знакомые позвонили, они нашли в Интернете пошлости в отношении меня, что я сыграл хорошего человека Гитлера. Я актер в этом спектакле, играю с 1985 года. Это литературный вечер - спектакль-монолог, там только я. Режиссер постановки - к сожалению, умерший Кирилл Черноземов, однокурсник Алисы Фрейндлих. Довольно целомудренно исполняю, как мне сказали на худсовете. Там нет пошлости. Понимаете? Читаю его удачно на интеллигентной публике, но таких мало. Не хочу обзывать казаков, но люди недалекие, не знающие культуру, с такими шовинистическими взглядами, и, так сказать, я не люблю с такими людьми связываться, зачем мне это".
Между тем у ряда наблюдателей сложилось впечатление, что все происходящее весьма напоминало провокацию. К этому подталкивает и полное отсутствие следов авторов "казачьего" письма. И имя организатора мероприятия в "Эрарте" - Артема Суслова. Этот поэт, оппозиционер, организатор "пиратской партии" и прочая, прочая давно известен своей бурной фантазией. То его как лидера движения "Поп-революция" избивают неизвестные, то он подает иск к "Евровидению", то проводит пикеты в поддержку "Викиликс". Сторонники этой версии склоняются к мнению, что поэт вполне мог сам придумать казаков с их письмом и сам же, "испугавшись" их письма, отменить спектакль, получив свою порцию известности.
Так или иначе, галерист Марат Гельман, авторы и действующие лица «Граждан бесов» в отличие от Мозгового были готовы реализовать свои проекты в Петербурге, однако стали жертвами внешних обстоятельств «непреодолимой силы». Гельман остался не согласен с фондом Rizzordi — организатором скандальной выставки галериста ICONS («Иконы»), решившим «перенести» экспозицию якобы из-за «неготовности» к ее открытию в ноябре. На самом же деле такое решение, скорее всего, было принято под давлением православных активистов, начавших сбор подписей против показа «богохульных картинок».
«Я хоть и понимаю Вас и вашу ситуацию, но очень разочарован вашим решением. Не зная всех обстоятельств, просто фиксирую, вы приняли это решение в ущерб художественной среде города, которым что теперь, всегда оглядываться на невежественного губернатора? Выставка icons в вашем пространстве не переносится, а отменяется», - заявил Марат Гельман в своем ЖЖ (орфография и пунктуация автора. - Прим. ред.) в ответ на сообщение фонда о переносе выставки.
Организаторы гастролей проекта «Граждане бесы» объяснили, что мероприятие откладывается по техническим причинам до весны 2013 года. При этом участница выступления Ксения Собчак сообщила в своем микроблоге, что причина эта - «звонок из Смольного». «Никакой политики в этом нет, Смольный здесь ни при чем», - заявила на это корреспонденту «Фонтанки» представитель «Театрального альянса» Анна Костюковская.
Так или иначе, но за короткий период в петербургской афише появились три довольно заметных зазора. Совпадение ли это, или в городе на самом деле начинает действовать некий «культурный фильтр» с непонятными критериями отбора – пока неясно. Возможно, ситуация прояснится в самое короткое время, ведь и у классиков, и у современных авторов еще немало произведений и идей, которые могут вызвать сопротивление мракобесов.
"Фонтанка.ру"