Крупнейший подрядчик Петербурга «Возрождение» ответил на критику вице-губернатора Козырева. Фактически компания перебросила камень обратно в смольнинский огород, обвинив горадминистрацию в использовании «пацанских методов» и непрофессиональном руководстве дорожной сферой.
Претензии к компании ЗАО «Производственное объединение "Возрождение"» были выдвинуты вице-губернатором Сергеем Козыревым в интервью телеканалу «НТВ-Петербург». В прямом эфире он заявил, что северный участок ЗСД от Приморского проспекта до КАДа, который строил «Мостоотряд-19», будет сдан в срок, то есть к концу 2012 года. Однако оставшийся отрезок от КАДа до Белоострова построят только в 2013 году по вине подрядчика – компании «Возрождение». Кроме того, вице-губернатор не исключил, что Смольный может расторгнуть контракт с компанией на реконструкцию Пироговской набережной, где сейчас ведется строительство тоннеля. «Каждое утро председателя комитета по развитию транспортной инфраструктуры начинается на Пироговской набережной. Очень сложный объект, пытаемся вытащить его в срок», – заметил он.
В КРТИ впоследствии расширили список претензий к компании. Как рассказали «Фонтанке» в ведомстве, помимо вышеуказанных объектов, в 2012 году «Возрождение» должно выполнить капитальный ремонт 4 магистралей на общую сумму в 285 млн рублей. Из этих денег, по сообщению ведомства, на 1 октября было освоено только 66 млн. Как говорят в комитете, по двум объектам – стенка Синопской набережной на участке от Херсонского проезда до Большеохтинского моста и дорога вдоль Большой Невки на Каменном острове – работы должны быть завершены в срок. По двум другим – трамвайные пути на проспекте Испытателей и набережная в Галерной гавани – они практически не ведутся.
В «Возрождении» готовили ответ на эту критику несколько дней, и текст был сегодня разослан в СМИ. В комментарии компании нет дипломатических фраз, которые свойственны этому жанру: свою позицию подрядчик излагает предельно жестко и откровенно.
Начнем с Пироговской набережной. Напомним, что тендер на реконструкцию набережной стоимостью 2,7 млрд рублей «Возрождение» выиграло в конце 2010 года. Первоначально планировалось, что все работы будут завершены к июню 2012 года, однако затем этот срок был перенесен на декабрь. Говоря об изменении сроков в марте 2012 года, и в компании, и в Смольном называли одну и ту же причину: поздняя сдача канализационного коллектора, который строился на набережной подрядчиками Водоканала.
Предполагалось, что движение по набережной, закрытое в мае 2012 года, будет открыто в сентябре. Однако в итоге этого не произошло. Как рассказал в конце августа председатель КРТИ Борис Мурашов, причина очередных изменений в сроках – это дополнительные особенности грунтов, которые были выявлены в процессе строительства и про которые было неизвестно ранее.
В своем ответе на смольнинскую критику «Возрождение» напоминает обо всех этих моментах, фактически заявляя, что компания сделала все возможное, а все задержки произошли не по ее вине. «Красиво регулярно приезжать на стройку и распинать подрядчика за нерасторопность. На экране телевизора, в глазах общественности это выглядит очень современно – дорожники опять зарвались и снова требуют переноса сроков! Судьбу сложнейшего инженерно-технического сооружения решает чиновник, далекий от строительной специфики. А между тем проблемы остаются нерешенными», – замечают в компании, отдельно подчеркивая, что долг Смольного по этому объекту составляет 80 млн рублей.
Не менее жестко «Возрождение» отвечает на критику по работе на ЗСД. В компании напоминают, что генеральным подрядчиком был «Мостоотряд-19», а «Возрождение» работало на субподряде на одном из участков. То есть формально все претензии нужно предъявлять тому, кто выиграл государственный тендер, то есть «Мостоотряду-19». Представители «Возрождения» также отмечают, что выполнить работы в срок невозможно, так как до сих пор не решен вопрос с изъятием нескольких участков, по которым проходит трасса. В частности, один из этих участков находится в ведении РЖД, другой – Министерства обороны. В компании также утверждают, что «Мостоотряд-19» уже должен по этому объекту около 640 млн рублей. Вывод известного подрядчика звучит, как публицистическая статья на страницах «Фонтанки»: «Мы призываем всех нести ответственность за свои ошибки и, прежде чем искать виноватого, разобраться в грамотности своих действий. Времена пацанских разборок, в том числе и на телевидении, закончились».
В аппарате Сергея Козырева не стали комментировать этот эмоциональный пресс-релиз. Однако очевидно, что эта заочная перепалка – только начало противоборства между подрядчиком и городом, которое в пятницу 26 октября может стать очным: в этот день вице-губернатор намерен посетить стройку на Пироговской набережной и проверить, как идут работы. А развязка этого противостояния, возможно, наступит в конце года. Все в том же интервью «НТВ-Петербург» Сергей Козырев заметил, что к этому времени две крупные дорожные компании, которые ранее построили в городе много объектов, могут попасть в «черный список» из-за нарушения сроков выполнения работ и некачественной работы. О каких именно подрядчиках идет речь, он не сказал, но из общего контекста его интервью можно сделать вывод, что, возможно, речь идет в том числе о «Возрождении».
Правда, включить компанию в «черный список», или, говоря юридическим языком, реестр недобросовестных поставщиков, не так просто. Как объяснил юрист практики по ГЧП и инфраструктуре «Качкин и партнеры» Ирина Митина, для этого заказчик – то есть КРТИ – должен расторгнуть договор с подрядчиком. Для этого есть два способа: либо заставить его согласиться на добровольное расторжение, либо через суд. После этого нужно направить письмо в УФАС, которое и примет решение о включении – или невключении – проштрафившейся компании в «черный список».