Взвившийся сегодня утром над Адмиралтейством андреевский флаг ознаменовал собою завершение пятилетней эпопеи переезда главкомата ВМФ из Москвы в Петербург. За оптимистичными фразами о символичности и преимуществе скрывается неутешительное: в Северной столице будет дислоцироваться подразделение с урезанным штатом на 80%, с ограниченными полномочиями, в подчинении которого нет ни одного боевого корабля.
Утром 31 октября на Сенатской площади состоялась торжественная церемония подъема андреевского флага над зданием Адмиралтейства. Таким образом, в присутствии руководителей Петербурга, депутатского корпуса и Северо-Западного полпредства была поставлена точка в пятилетней истории передислокации главкомата ВМФ. Как заявил журналистам назначенный полгода назад главнокомандующий адмирал Виктор Чирков, переезд главного штаба Военно-морского флота в Петербург не повлек за собой никаких проблем с управлением ВМФ и передачей информации по флотским каналам связи. В настоящее время, по его словам, все имущество штаба перевезено из Москвы, все штабные средства связи установлены и исправно функционируют на новом месте.
«С переездом главкомата ВМФ в Петербург нам станет проще работать с представителями судостроительной промышленности и Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия имени адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова», - заявил адмирал, который, несмотря на сегодняшнюю церемонию, фактически живет и работает в Петербурге со времен своего назначения на должность в мае этого года. Как рассказал Чирков, три человека из ГШ отказались переезжать сославшись на семейные обстоятельства, остальным же выделена жилплощадь в Петербурге: старшие офицеры будут жить в коттеджах, младшие — в квартирах.
В свою очередь губернатор Петербурга Георгий Полтавченко заявил на церемонии, что переезд будет «способствовать скорейшему прохождению процедур, связанных с размещением гособоронзаказа на предприятиях нашего города». По словам градоначальника, это повысит их прибыли и принесет дополнительные налоговые отчисления в местный бюджет.
Теме переезда главкомата ВМФ, повторимся, уже пять лет. С того самого дня, когда в светлую голову тогдашнего спикера Госдумы Бориса Грызлова пришла не менее светлая мысль, в прессе постоянно муссировались слухи и сплетни высокопоставленных источников, порой противоречащих друг другу. Официально военные чиновники тоже постоянно путались в показаниях, когда же наконец состоится историческое событие. Такая неопределенность была связана с идущим реформированием системы управления Вооруженными силами.
После того, как из шести военных округов были сформированы 4 оперативно-стратегических командования («Запад», «Восток», «Юг» и «Центр»), в состав которых вошли и флоты, встал вопрос о целесообразности существования главкоматов вообще. В Минобороны долго и мучительно решали, какие функции в новом облике останутся за главными штабами родов войск. Ходили даже слухи, что ГШ прекратит свое существование и будет преобразован в департамент Минобороны. По словам источника «Фонтанки» в военном ведомстве, эта идея не прижилась, и в конечном итоге сложилось понимание того, какие задачи должен выполнять главкомат, в частности флотский. Новое предназначение главного штаба ВМФ стало таково, что перед ним пролегла только одна дорога — в Петербург. Именно здесь дислоцируется пресловутый Военный учебно-научный центр, в состав которого после реформы военного образования в качестве филиалов вошли все военно-морские вузы, училища и НИИ.
Координация и контроль за ВУНЦем — одна из основных задач главкомата. Кстати, о начале строительства суперсовременного академгородка в Кронштадте, куда переедут курсанты и преподаватели, Минобороны сообщало еще в 2008 году. Планировалось, что к 2013 году на острове Котлин появятся новые учебные корпуса, технопарки, спортивные и тренировочные комплексы, для курсантов, слушателей и их семей будут построены жилые дома, многофункциональные торгово-бытовые и досуговые комплексы. По данным «Фонтанки», для реализации этих наполеоновских планов еще палец о палец не ударен, не сдвинут с места ни один камень, а работы остановлены на стадии проектировки. Тем не менее именно этим мифическим ВУНЦем и предстоит руководить новому главкому Виктору Чиркову.
Также под контроль главного штаба ВМФ отошло направление кораблестроительной программы, рассчитанной до 2020 года. Что опять же приводит в Северную столицу, где сосредоточены одни из крупнейших верфей страны - «Адмиралтейские» и «Северная». Среди иных вопросов, которые поручено курировать главкомату, - перспективные разработки военных научно-исследовательских институтов, международное военно-техническое сотрудничество по линии ВМФ, навигационная безопасность и организация боевой подготовки. Кроме того, хоть у ГШ и отобрали функции оперативного управления флотами, остается стратегия. В ведении Главного и Генерального штабов остались морские стратегические ядерные силы, например, подводные лодки с баллистическими ракетами на Дальнем Востоке и севере страны.
По словам источников «Фонтанки», вышеперечисленное вполне логично укладывается в рамки необходимости и целесообразности путешествия из Москвы в Петербург. С 2009 года в здании Адмиралтейства работает дежурная группа, так называемый выносной пункт управления, в задачи которого входила и подготовка почвы для переезда. За это время были произведены косметический ремонт, наладка оборудования, проложена система закрытой линии связи.
Во сколько обошлось бюджету великое переселение, на данный момент не известно. Ранее заявлялось, что сумма оказалась меньшей, чем это было заявлено изначально. Впрочем, понять, насколько сильна экономия, довольно сложно: в 2007 году называли цифру 26 млрд руб, в 2008-м — по разным данным, от 15 млрд до 50 млрд рублей. Сокращение расходов связано в первую очередь с тем, что численность главного штаба была сокращена почти на 80%, и менять место жительства пришлось не больше, чем тысяче офицеров с семьями, а всего около 200 военным чинам.
В этой связи значительно легче стало решать жилищный вопрос. Серьёзным подспорьем в этом плане стали три с половиной сотни коттеджей в Новой Ижоре, которые по поручению министра Сердюкова были закуплены еще в 2009 году и с тех пор пустовали, накапливали коммунальные долги, так как даже после специальных поправок в закон в округе нет такого количества офицеров, которые бы имели право в них заехать.
Юлия Никитина,
«Фонтанка.ру»