Двухлетний спор, может ли Петербург целиком быть историческим поселением, подошел к концу. Градозащитники, нашедшие общий язык со Смольным, добились внесения поправок в федеральный закон, и теперь выработан компромиссный вариант: Санкт-Петербург станет историческим поселением, но согласовывать градостроительные проекты на его территории можно будет без участия федеральных властей.
Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко направил в Министерство культуры письмо с просьбой признать Петербург историческим поселением федерального значения. Как следует из релиза, разосланного пресс-службой Смольного, такие юридические действия стали возможными благодаря поправкам к федеральному закону «Об объектах культурного наследия», принятым 12 ноября 2012 года. Благодаря этим изменениям, отметили в Смольном, и само понятие исторического поселения наполнилось «юридическим смыслом».
Как пояснили в аппарате Игоря Метельского, закон «Об объектах культурного наследия» изменен таким образом, что старый список исторических поселений утрачивает свой смысл. Теперь будет два вида объектов культурного наследия этого типа — федерального и регионального значения. «Мы считаем, что Петербург должен быть в федеральной части списка, и свои соображения по этому поводу и направили в Минкульт», - сообщили в Смольном.
В новом статусе в «историческом поселении Санкт-Петербург» появятся предметы охраны, которые будут утверждены на федеральном уровне, — их перечень пока не составлен, - и именно за их сохранностью и будет следить Министерство культуры. Теперь, уверяют в Смольном, все объекты культурного наследия получат дополнительную защиту, и нерадивым застройщикам труднее будет их уничтожить.
Территории же, на которых таких предметов охраны не окажется — например, районы Купчино или станции метро "Дыбенко", — в дополнительной защите не нуждаются. И за их развитие понесут ответственность региональные власти. Поэтому застройщикам не придется согласовывать градостроительную документацию в Министерстве культуры, и все проекты планировки будут утверждаться по стандартной процедуре в комитете по градостроительству. Таким образом, можно будет убить сразу двух зайцев — и застройщики смогут без дополнительных проблем реализовать свои замыслы, и памятники будут защищены.
«Это очень хорошие изменения, - прокомментировал идею признать Петербург историческим поселением депутат ЗакСа, член Совета по сохранению культурного наследия Алексей Ковалев, который принимал самое непосредственное участие в подготовке поправок к федеральному закону. - Теперь самое главное и важное — прописать предметы охраны, если правильно составить этот перечень, то в него можно будет включить и те вещи, которые на данный момент законом не защитить — направления дорог, историческое межевание и так далее».
То обстоятельство, что теперь при застройке новых кварталов застройщикам не придется согласовывать свои проекты с Минкультом, по мнению Ковалева, следует расценивать как победу здравого смысла. «Если следовать законодательству, то по любому самому маленькому участку градплан надо было везти утверждать в Москву, но это же бред! - заметил он. - А при этом не существовало ни специализированного органа, который должен был эти проекты рассматривать, ни даже критериев, по которым можно было согласовать или отвергнуть разработку. Теперь все решения будут четко привязаны к предметам охраны».
Напомним, поправки в федеральное законодательство, определяющие порядок согласования градостроительной деятельности в органах госвласти, вступили в силу в октябре 2010 года и резко усложнили жизнь и застройщикам, и комитету по градостроительству и архитектуре. В соответствии с ними, все проекты планировок любых участков в историческом поселении (будь то исторический центр или промзоны на окраинах) должны отправляться на согласование в Москву, в Росохранкультуру.
По закону служба могла рассматривать направленную ей документацию в течение месяца, после чего выдать решение о согласовании проекта или отказе от него. На практике все получилось иначе — регламент приема документов не был разработан, а возможности сотрудников Росохранкульутры оценить присылаемые из всех исторических поселений страны градостроительные документы оказались невелики. В итоге разработанные проекты планировок начали в самом прямом смысле слова складывать в штабели в КГА — в ожидании, когда их можно будет отправить в Москву.
В итоге в марте 2011 года по инициативе бывшего губернатора Петербурга Валентины Матвиенко Министерство культуры заморозило действие закона, регламентирующего градостроительную деятельность в исторических поселениях. Минрегион и Генпрокуратура также поддержали позицию губернатора о том, что существующее законодательство выступает серьезным тормозом для градостроительного развития такого мегаполиса, как Петербург.
В июле 2011 года Росохранкультуру и вовсе расформировали, а обязанности по надзору за федеральными памятниками перешли к Минкульту. Однако структура, которая могла бы оценивать подготовленную градостроительную документацию, да еще и во всероссийских масштабах, не создана до сих пор. И статью 60 73-го федерального закона об объектах культурного наследия, которая регулирует статус городов — исторических поселений, было решено переработать, убрав туда избыточные согласовательные процедуры.
Примечательно, что у коллег Ковалева по градозащитной деятельности изменения в закон об исторических поселений прилива энтузиазма не вызвали. «Наверное, это правильно, - задумчиво произнес депутат ЗакСа Борис Вишневский. - Не должны КГИОП или Минкульт следить за застройкой Купчино и Шушар. Но я пока не очень понимаю, что выиграет культурное наследие от этих изменений».
По мнению Вишневского, существующего охранного законодательства и без статуса исторического поселения вполне достаточно для того, чтобы уберечь от уничтожения все петербургское наследие. «Просто надо, чтобы законы работали, - комментирует он. - А этого почему-то не происходит, - считает депутат. - Законов вполне достаточно и для того, чтобы можно было спасти от уничтожения дом Рогова, и для того, чтобы остановить строительство мансарды на Миллионной, 4. Однако первый вообще не спасли, а вторую пытались демонтировать почти год, хотя всем было очевидно, что она незаконна».
«Я не считаю, что вопрос об историческом поселении относится к проблемам первой необходимости, - признался председатель петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Марголис. - Мне кажется, что есть более насущные проблемы — например, то, что наш закон «Об охране памятников» никак не соотносится ни с Гражданским, ни с Административным кодексом, что наказания за уничтожение объектов наследия до смешного малы. И решать надо эти задачи». «Но упорядочить закон об исторических поселениях тоже неплохо», - завершил он и повторил слова Ковалева о том, что сейчас самое главное - правильно составить перечень предметов охраны для Петербурга.
Кира Обухова, «Фонтанка.ру»