Экономическое ведомство Смольного опубликовало законопроект о повышении тарифов на общественный транспорт в 2013 году. Согласно нему, проезд на автобусе, трамвае или троллейбусе будет стоить 25 рублей, метро – 28, а проехать на маршрутках можно будет в среднем по 36 рублей. Проездные билеты подорожают примерно на 10-15%. Теперь слово за губернатором Георгием Полтавченко, который либо поставит свою подпись под этим решением, либо нет.
Смольный подтвердил слухи о повышении цен на проезд, которые активно муссируются в СМИ в последние недели. На сайте комитета по экономическому развитию, промышленной политике и торговле опубликован проект постановления правительства Петербурга с таблицами, в которых подробно указан размер повышения.
Итак, согласно этому документу, с 1 января по 31 декабря 2013 года за одну поездку на метро придется платить 28 рублей вместо нынешних 27. Повышение цены на проезд наземным транспортом будет более существенным: билет на трамвай, троллейбус или автобус будет стоить 25 рублей (сейчас – 23).
В постановлении также указано, сколько придется отдавать за возможность прокатиться на коммерческом транспорте, то есть маршрутке. Как следует из документа, стоимость повысится на один рубль – там, где сейчас берут 30, придется отдавать 31, а где 35 – 36. Превышать установленную цену маршруточники не смогут, зато имеют полное право снижать ее, если посчитают это выгодным.
Одновременно в комитете по транспорту практически закончили работу над законопроектом о повышении стоимости различных видов проездных – «Единый на месяц», «Единый на метро», «Единый на трамвай-троллейбус» и т.д.. Как говорят в ведомстве, в среднем она увеличится на 10-15%. При этом планируется сохранить ту систему скидок, которая сейчас действует при использовании «Подорожника» как «электронного кошелька»: уже первые десять поездок как на наземном транспорте, так и на метро обходятся на 1 рубль меньше тарифа; при большем числе поездок скидка увеличивается.
До 5 декабря законопроект о повышении цен будет проходить независимую антикоррупционную экспертизу. Предполагается, что в этот период любой человек может направить в КЭРППиТ письмо, если посчитает, что данный закон имеет коррупционную составляющую. Если существенных замечаний не поступит, то документ ляжет на подпись к губернатору Георгию Полтавченко, который должен будет вынести окончательный вердикт: быть повышению или нет. Что касается законопроекта о цене на проездные, то он будет готов ближе к декабрю, а потом поступит к главе города.
Отметим, что Смольный уже давно начал готовить горожан к возможности повышения цен на проезд, объясняя такой шаг теми же аргументами, что и в предыдущие годы. Так, в интервью «Фонтанке» в конце октября глава комитета по транспорту Станислав Попов заметил, что тарифы на коммунальные услуги и энергоресурсы растут с большей динамикой, нежели стоимость проезда. Он также сетовал на большое число льготников, для которых стоимость поездки на метро обходится в 7 рублей (школьники), 8,1 рубля (пенсионеры),10,3 рубля (студенты). При этом в структуре доходов общественного транспорта разовая оплата составляет только 20-30%, 27% – различные виды проездных, а 43% – это льготники. Разницу в реальных расходах транспортных предприятий и их доходах Смольный обычно покрывает с помощью субсидии: если в 2012 году на эти цели предусмотрено 11 млрд рублей, то в 2013 – уже 13 млрд.
Правда, даже самые нехитрые расчеты показывают, что при определении цены на проезд гораздо более важную роль играет не экономика, а политика. Отвечая на депутатский запрос относительно возможности продления работы метро на один час, губернатор Георгий Полтавченко написал, что один час работы подземки стоит около 1,4 млн рублей. В сутки метро работает около 18 часов. Таким образом, в год эксплуатация этого объекта обходится в 9,2 млрд рублей. Отметим, что более точной цифры представить нельзя, так как ГУП «Петербургский метрополитен» не выкладывает в публичном доступе отчет о своих расходах/доходах.
Из 9,2 млрд нужно вычесть 2,8 – размер субсидии, которую в 2012 году город выделит из бюджета. Получается, что 6,4 млрд – это грубая, примерная, но все же сумма расходов подземки, которая она покрывает за счет пассажиров и коммерческой деятельности. Но в основном – за счет пассажиров: как указано в пояснении КЭРППиТа к законопроекту о повышении цен, 75% расходов подземка компенсирует за счет доходов от платы за проезд.
Теперь возьмем другую важную цифру. Выступая на совещании, посвященном развитию петербургского метрополитена, Станислав Попов сказал, что «только с учетом открытия "Международной" и "Бухарестской" расходы подземки в следующем году вырастут на 480 млн рублей. Причины использования словосочетания «только с учетом» понятны: важную роль играют и повышение тарифов на энергоресурсы, коммунальные услуги и т.д. Но тем не менее получается, что 480 млн рублей – это минимальная сумма, на которую вырастут расходы ГУПа в 2013 году.
480 млн – это 7,5% от 6,4 млрд. Таким образом, минимальное повышение цены на метро должно было составить7,5% от нынешнего тарифа, то есть – около 2 рублей. Однако город в итоге остановился на сумме в 1 рубль, что нельзя объяснить ничем иным, как политическими причинами.
Отметим, что в своей пояснительной записке к законопроекту КЭРППиТ указывает, что в 2013 году расходы метро вырастут на 15,%. Если же взять за основу эту цифру, то тариф должен был и вовсе увеличиваться на 4 рубля. Однако мы не знаем, как производил свои расчеты комитет, и учитывал ли он смольнинскую субсидию. Наша цифра в 2 рубля, напомним, была выведена из «чистых» расходов, без учета субсидии. И при самых минимальных исходных данных.
Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»