Свидетели заслушаны, экспертизы озвучены, все доказательства представлены, последние слова сказаны: «дело 12» вплотную приблизилось к финальной точке уголовного процесса – приговору. Судья зачитает его обвиняемым в экстремизме петербургским активистам незарегистрированной партии «Другая Россия» 21 декабря. Назначат подсудимым реальные сроки наказания или выпишут штрафы, адвокаты предполагать не берутся. Однако надеются, что их подзащитные, как то попросила прокурор, отделаются денежной выплатой.
В Выборгском районном суде 27 ноября подсудимые другороссы, которых на скамье уже не 12, а 7 (уголовное дело в отношении остальных прекращено за истечением срока давности), зачитали последние слова. Это заняло не больше часа.
Обвиняемые с распечатанным текстом, занявшим у каждого не больше страницы, по очереди подходили к трибуне, бойко озвучивали, что невиновны, и требовали оправдать. При этом каждый не забывал «вставить шпильку» в адрес Центра "Э", сотрудников которого считают ответственными "за фабрикацию дела". Судью просили принять это во внимание, вынося приговор.
По словам Андрея Дмитриева, лидера регионального отделения «Другой России», выступавшего первым, процесс в отношении активистов отделения задумывался как показательный. «В последние годы в стране установился нездоровый климат постоянного зажима политических свобод, - пояснил другоросс. – Для чего активно используются правоохранительные органы, судебная система, а печально известные Центры "Э" занимаются не борьбой с экстремизмом, а политическим сыском».
Дмитриев заметил, что в случае обвинительного приговора борцы с экстремизмом начнут такие дела "заводить пачками по всей стране" в отношении членов разных оппозиционных организаций. По его мнению, оправдательный приговор поможет охладить пыл людей в погонах: «Он покажет, что даже в нашей стране в политическом деле случается такое дело, как независимый и справедливый суд».
Активист Андрей Песоцкий в своем выступлении решил сосредоточиться на оценке моральных качеств единомышленников, которые сидят вместе с ним на скамье подсудимых и тех, в отношении кого уголовное дело не возбудили: «Никто из 12 обвиняемых с целью получения снисхождения не пошел на подлую сделку со следствием, не оговорил себя и других... В ходе следствия был допрошен гораздо более широкий круг лиц из числа участников «Другой России». И вновь никто не дал показания, которые так ожидало следствие. Сотрудникам Следственного комитета не удалось никого испугать или подкупить лживыми обещаниями».
Алексей Марочкин, которого судья пригласил к трибуне, говорить отказался. Андрей Милюк отказываться от выступления не стал, заметив, что сейчас в стране под экстремизм подводят любую гражданскую активность. По его мнению, борьба с ним превратилась в абсурдную игру. Он привел в пример историю, случившуюся в Тамбове. Там сотрудник Центра "Э", чтобы поднять раскрываемость, заставлял безработного клеить листовки экстремистского содержания, а потом фабриковал дела.
Другоросс иронизировал: если бы сотрудники Центра "Э" читали больше, произведения большого количества писателей оказались бы под запретом, в частности, Библия. Христа, по словам обвиняемого, можно считать экстремистом, потому что он призывал разрушить храм. После был осужден и казнен. Однако мысли его остались в книгах. (Это заявление не осталось без реакции православных в зале суда: после этих слов обвиняемого присутствовавшие перекрестились).
Заслушав Романа Хренова, Александра Яшина и Равиля Баширова, суд сообщил, что приговор подсудимым зачитают 21 декабря. В зале тут же вспомнили, что на этот день "назначен конец света", поэтому присутствующие стали гадать, узнают они о наказании обвиняемым до того, как произойдет ожидаемое событие или уже после. Кто-то обратил внимание на еще одно совпадение - 21 декабря еще и день рождения Сталина.