Федеральное бюро "Яблока" исключило бывшего лидера петербургского отделения Максима Резника и его соратников из состава партии. Как считают сторонники этого решения, "Яблоко" очистилось от фальсификаторов парламентских выборов декабря 2011 года. Исключенные уверены - партия встала на тропу НКВД.
Спустя год после парламентских выборов 2011 года история попадания в питерский ЗакС двух депутатов от партии "Яблоко" Ольги Галкиной и Вячеслава Нотяга получила свое завершение. Федеральное бюро фруктовой партии в субботу, 8 декабря исключило из своего состава 22-х человек, назвав их пособниками фальсификаторов.
Напомним, скандал в партии разгорелся, когда Галкина и Нотяг стали депутатами в самый последний момент подсчета голосов. После ночи выборов, по предварительным данным, которые сообщались как 95-процентные, в парламент проходили другие кандидаты-яблочники, Михаил Амосов и Александр Беляев. Однако после окончательного подведения итогов ни Амосова, ни Беляева в перечне «проходных» больше не было.
Однопартийцы утверждали, что во всем виноваты фальсификации, произошедшие в декабре на участках депутатов, и требовали от коллег сдачи мандатов, однако вместо этого Галкина и Нотяг вышли в середине марта из партии.
В результате внутрипартийного конфликта федеральное бюро в марте 2012 года приняло решение приостановить деятельность петербургского отделения. А помощница Григория Явлинского Ксения Вахрушева написала в мае, что прохождение в парламент Галкиной и Нотяга - результат договора бывшего лидера петербургского "Яблока" Максима Резника с властью. Последний обратился к Фемиде, обвинив помощницу Явлинского в клевете.
"Если бы бюро петербургского «Яблока» заняло по этому вопросу единую позицию, и консолидировано предложило бы Галкиной и Нотягу сдать чужие мандаты, то вся дальнейшая ситуация развивалась бы совершенно иначе, - говорится в официальном решении федерального бюро. - Во-первых, увидев такую позицию товарищей по партии, Галкина и Нотяг, возможно, приняли бы решение отказаться от мандатов. Во-вторых, не произошло бы внутреннего конфликта в петербургской организации". Однако, по мнению федерального органа управления партией, позиция 22 членов петербургского "Яблока" оказалась другой: "Руководствуясь, - что ими даже и не скрывалось, - личными симпатиями к Ольге Галкиной и Вячеславу Нотягу, они заявили, что Галкина и Нотяг должны оставить у себя депутатские мандаты, потому что «они хорошие товарищи», «много сделали для партии», «участвовали в массовых акциях», «давали деньги на ремонт партийного офиса». И вообще, «все равно», кто будет депутатом – главное, чтобы партия получила положенное ей число мандатов".
Член федерального бюро Николай Рыбаков, комментируя принятое решение, у себя в блоге также ссылается на личные взаимоотношения, а точнее о недопустимости их смешения с политическими провокациями, которыми занимались Галкина, Нотяг, а также еще 22 теперь уже бывших члена партии. Как утверждает помощница Явлинского Ксения Вахрушева, принятое сегодня решение - это очистка позиционирующей себя как честной партии от фальсификаторов. По ее мнению, другого выхода из ситуации просто не было.
Что же касается исключенных, то они уверены, что, совершив подобный политический шаг, бюро убило петербургское отделение и фракцию "Яблока". "Теперь в Петербурге партия полностью превратится в секту Явлинского, - уверен исключенный Максим Резник. - Я до сих пор не знаю, за что меня исключили. За то, что я не приковал беременную Галкину наручниками к батарее и не требовал от нее сдачи мандата? Или за то, что я националист с фамилией Резник? Есть список исключенных из партии: Навальный, Яшин, теперь к ним добавилась моя фамилия. С этой партией покончено. В ней остался Явлинский, который ведет себя по принципу "пришел-увидел-развалил". Или он мне еще напоминает фильм "Визит старой дамы". А сегодняшние действия партии напоминают 37-й год и действия НКВД. Отличие одно - нас не расстреляли".
На вопрос "Фонтанки", как теперь будет работать парламентская фракция "Яблоко", Резник сообщил, что вшестером депутаты не собирались с начала года, то есть решение бюро лишь утвердило такую тактику работы в ЗакСе. Что же касается политического будущего, то бывший лидер петербургского "Яблока" еще не задумывался о дальнейших действиях, однако вступать в другие партии пока не собирается. "Будет день - будет пища. Сейчас главная задача - это муниципальные выборы и альтернативный кандидат от оппозиции на губернаторских выборах".
В отличие от Резника политического будущего может лишиться нынешнее петербургское "Молодежное Яблоко". Большая часть его членов оказалась исключенной федеральным бюро. "Мы серьезно думаем, как продолжать работу, многие исключенные не представляют дальнейшую деятельность в рамках этой организации. Вероятно, в следующее воскресенье мы соберем внеочередную выборную конференцию в молодежке и будем решать дальнейшую ее судьбу",- сообщила "Фонтанке" председатель молодых яблочников Юлия Адимова.
Отметим, что исключенных из партии "Яблоко" должно было быть 23, а не 22 - Александр Гудимов написал заявление об отложении рассмотрения его дела из-за отъезда в отпуск.
Добавим, что помимо Резника из партии исключены: Антон Морозов, Александр Шуршев, Борис Шаров, Контантин Голоктеев, Николай Артеменко, Алексей Березовский, Денис Васильев, Александр Вигандт, Геннадий Лыпко, Алексей Мамонов, Григорий Пашукевич, Татьяна Шарагина, Антон Худошин, Кирилл Чистяков, Екатерина Алимова, Антон Горбацевич, Александр Горшков, Анастасия Доронина, Марина Журавлева, Андрей Скоркин.