Госдума приняла во втором чтении законопроект, который можно считать "дочерним" по отношению к "закону Димы Яковлева". Именно в декабре прошлого года, налагая запрет на усыновление российских детей американскими семьями, депутаты посулили сиротам и потенциальным усыновителям новую жизнь. Законопроект, который обсуждали в Думе во вторник, должен её обеспечить. Для этого парламентарии пошли на изменения в десяти действующих нормативных актах – от Семейного кодекса до закона о бесплатной юридической помощи.
С тех пор как Дума приняла очень спорный "закон Димы Яковлева", тема сирот стала чрезвычайно конфликтной. И на этом фоне депутаты приняли новый законопроект не просто большинством голосов, как это у них принято. На момент голосования в зале присутствовали 443 депутата из четырёхсот пятидесяти. И все 443 проголосовали за законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в том виде, каком он был принят ко второму чтению.
В первозданном виде законопроект поступил в Думу из правительства в конце апреля. Это был относительно небольшой документ на пяти страницах. В основном он содержал меры по упрощению процедуры приёма ребёнка в семью. Будущих усыновителей освобождали от сбора лишних бумаг. С тех, у кого уже есть на воспитании приёмные дети, вполне логично снимали обязанность по прохождению курсов и тренингов. И конечно, оговаривалось материальное стимулирование усыновителей.
За 2 месяца в Думе этот проект подвергли кардинальным изменениям. Учли, как и обещали, даже французский закон об однополых браках. В общей сложности для поддержки семей с приёмными детьми депутаты предлагают дополнить, а во многих случаях – просто переписать заново, статьи десяти федеральных законов: Гражданского, Гражданско-процессуального и Семейного кодексов, законы "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", "О трудовых пенсиях", "Об опеке и попечительстве", "Об основах охраны здоровья граждан", "О бесплатной юридической помощи".
Опека будет "сдавать экзамен"
В разговорах о том, как к России подступает пресловутая "ювенальная юстиция", чаще других обсуждается вопрос о том, как чиновники от опеки забирают детей из семьи якобы "из-за бедности" или за долги. Семейный кодекс, действительно, позволяет органам опеки сделать это немедленно "при непосредственной угрозе жизни или здоровью" ребёнка "на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации". Многие ждали, что новый закон запретит изъятие детей без решения суда. Но принятый проект фактически расширяет круг тех, кто может дать команду опеке: теперь для того, чтобы забрать ребёнка из опасной среды, предлагают руководствоваться "актом главы муниципального образования". Фактически это означает, что процедура для органов опеки может упроститься.
Впрочем, согласно действующему закону, чиновники, забравшие из семьи ребёнка, должны немедленно известить об этом прокурора, а потом инициировать судебное разбирательство о лишении или ограничении родительских прав. То есть действия опеки не обязательно необратимы.
При этом новый законопроект несколько меняет процедуру самого "изъятия" ребёнка. Если родителей не стало, если они признаны недееспособными, попали в больницу или просто исчезли, если представляют опасность для ребёнка, тогда школы, детские сады, медики или "иные граждане, располагающие сведениями", обязаны сообщить об этом в органы опеки. Последним даются 3 рабочих дня на изучение ситуации. Если факты подтвердятся, то у опеки будет месяц на устройство ребёнка в приют. Но одновременно чиновники должны предоставить информацию в банк данных о сиротах. Получается, что процедуры устройства в семью и в детдом запускаются одновременно. У ребёнка появляется шанс миновать приют. В этом состоит нововведение, предложенное депутатами.
Одновременно в законопроекте есть поправки, которые наделяют органы опеки новыми обязанностями. В частности – помогать будущим усыновителям найти ребёнка в базе данных, выбрать оптимальную форму его устройства в семью, а потом собрать необходимые документы.
Отдельный пункт в законопроекте направлен на то, чтобы чиновники от опеки были людьми квалифицированными: Министерство образования будет не только контролировать их работу, но и готовить для них методички и разные образовательные программы, а потом проверять "профессиональные знания и навыки".
Кто может стать усыновителем…
Порядок усыновления в настоящее время законом установлен такой: приоритетное право – у семей из того региона, где живёт ребёнок, но если за месяц там не нашлось для него семьи, то сведения передаются в федеральный банк данных. Иностранцам сейчас можно передавать детей (за исключением, как мы знаем, семей из США), если в России не нашлось усыновителей за полгода. Этот срок законопроект предлагает увеличить вдвое, и теперь искать семью на родине будут в течение года.
При этом, согласно предложенным поправкам, усыновителями не могут стать однополые семейные пары и просто одинокие граждане тех стран, где официально разрешены гомосексуальные браки.
Зато законопроект предлагает давать возможность усыновления людям с ограниченными возможностями. В тех, конечно, случаях, если заболевание не делает их опасными для ребёнка или не лишает их возможности воспитывать малыша. Это должно определяться при медицинском освидетельствовании кандидатов, которое будет для них бесплатным. Это в законопроекте отдельно оговорено. Кроме того, поправки дают органам опеки возможность получать от медиков информацию о здоровье кандидата в усыновители.
Пункт о санитарном и техническом состоянии жилья будущих усыновителей из закона предлагают исключить. Такие справки больше не потребуются. Многие семьи очень ждут этого нововведения.
Сегодня все поголовно кандидаты в приёмные родители обязаны проходить психолого-педагогическую и правовую подготовку на специальных курсах. Законопроект предлагает освободить от этого тех, кто уже воспитывает приёмных детей.
В Семейном кодексе сейчас установлена минимальная разница в возрасте между ребёнком и опекуном – 16 лет. Нетрудно догадаться, в чём смысл такой нормы. Но законопроект её несколько смягчает, добавляя два слова: "как правило". То есть в исключительных случаях разница может быть и меньше. Примером может послужить ситуация, когда старший брат берёт под опеку младшего.
Закон предусматривает такую форму устройства, как временная передача в семью. Сейчас будущие родители могут "пробовать силы" в течение месяца, в исключительных случаях – трёх. Теперь предлагается увеличить испытательный срок – от трёх месяцев до полугода.
Кроме того, в закон о банке данных о детях-сиротах вносятся многочисленные поправки, например – усыновитель теперь не снимается с учёта сразу, как только возьмёт ребёнка домой. Он имеет право тут же заявить, что ищет второго малыша.
…и что он получит кроме ребёнка
В законопроекте есть норма, которая, по мнению депутатов, должна заставить людей брать в семьи самых "трудноусыновляемых" детей – инвалидов, тех, кому больше 7 лет, тех, кого обязательно нужно забирать вместе с братом или сестрой. Сейчас, по подсчётам авторов закона, банк данных о сиротах состоит из таких детей на 80 процентов. Законопроект устанавливает для их усыновителей единовременное пособие – 100 тысяч рублей на каждого ребёнка.
Что же до пенсии, которую получает ребёнок-инвалид, то она сможет аккумулироваться на его банковском счёте, пока ему не исполнится 14 лет. После этого подросток сможет получать деньги сам. Если, конечно, его болезнь не влечёт за собой недееспособности.
Сиротам, даже когда они повзрослеют, законом и раньше была гарантирована бесплатная медицина. Теперь депутаты внесли маленькую, но очень долгожданную поправку: "в том числе высокотехнологичная медицинская помощь". Дальше – ещё больше: "и направление на лечение за пределы территории Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета". Иными словами, то, что до сих пор делается для очень немногих больных детей и в основном благодаря помощи благотворителей, должно стать обязательным пунктом в федеральном бюджете.
До сих пор в законе была лукавая фраза о том, что детям-сиротам "могут предоставляться" бесплатные санаторно-курортные путёвки. То есть могут и не предоставляться. В новой версии формулировка изменена: "предоставляются".
Семьям с детьми-сиротами законопроект обещает бесплатную юридическую помощь по довольно широкому кругу вопросов. Начиная уже с самой процедуры приёма ребёнка в семью: адвокаты обязаны будут работать за госсчёт уже на этой стадии. Усыновители смогут обращаться за бесплатной помощью к юристам, когда потребуется защищать интересы детей. Сами сироты, даже повзрослев, получат право пользоваться адвокатскими услугами в жилищных делах, в вопросах о возмещении ущерба из-за увечья или утраты кормильца.
Добавим, что адвокатам не придётся жаловаться, что им добавили работы за госсчёт. Потому что список такого рода услуг для сирот и их усыновителей депутаты расширили за счёт других категорий граждан. Из перечня тех, кто имеет право на бесплатную помощь, убрали граждан, которых хотят принудительно госпитализировать или признать недееспособными, а также людей, пострадавших от политических репрессий.
Ирина Тумакова,
«Фонтанка.ру»