Депутаты Госдумы нашли отличную гарантию безопасности зарубежных банковских счетов всех российских коррупционеров и нарушителей прав человека. Законодатели проголосовали за внесение поправок в "антимагнитский" законопроект, принятый в первом чтении в пятницу. Одну из этих поправок эсер Илья Пономарёв назвал "людоедской": депутаты пополнили закон ещё одной мерой наказания – запретив американцам усыновлять российских детей. Другая поправка может вообще покончить с иностранным усыновлением в России: если любая страна Европы вслед за Штатами закроет въезд нашим чиновникам, то чиновники закроют этой стране доступ к российским сиротам. Против законопроекта высказались 4 депутата.
Среда неспокойно началась для законодателей: им пришлось проходить в здание Госдумы мимо пикетчиков с плакатами: "Интересы бездомных детей важнее интересов богатых преступников", "Не лишайте детей шанса жить", и другими – похожего содержания. Прошедшим "сквозь строй" предстоит обсудить законопроект, который вызвал самую мощную волну возмущения в обществе за весь депутатский год. Ни закон о митингах, ни превращение НКО в "иностранных агентов", ни идея защитить всех верующих оптом не вызывали такого отклика, как "закон имени Димы Яковлева". Так его называют сами депутаты. Интернет-сообщество вслед за Алексеем Навальным уже прозвало его "законом подлецов".
Теперь мечта детского омбудсмена Павла Астахова, нашего главного друга детей, и других патриотичных радетелей за сироток близка к осуществлению. Если после вступления в силу упомянутого закона страны Европы тоже примут "список Магнитского", то мы в ответ закроем иностранное усыновление как таковое.
Напомним, что в минувшую пятницу, 14 декабря, Госдума приняла законопроект "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушению прав граждан Российской Федерации" в первом чтении. Поскольку мы очень торопимся "асимметрично" ответить "ястребам холодной войны", то в понедельник были подготовлены поправки ко второму чтению, назначенному на среду.
Под номером 10 значилось: "Запрещается передача детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки…" Авторы – две женщины: Екатерина Лахова и Елена Афанасьева. Фракции "Единая Россия" и ЛДПР. Обе – заместители председателей комитетов, первая – по делам общественных объединений и религиозных организаций, вторая – по труду, социальной политике и делам ветеранов. Первую избирали на Брянщине, вторую – в Оренбургской области. Сообщаем, чтобы жители этих регионов не забывали своих героинь.
– Мы лишаем родителей порядка полутора тысяч детей, – предостерегал коллег, прося их не голосовать за поправку № 10, эсер Илья Пономарёв.
Ещё сто сорок девять детей, страдающих неизлечимыми болезнями, добавил он, депутаты убивают своим законом. Но коллеги приняли законопроект во втором чтении. После третьего чтения останется надежда только на сенаторское или президентское вето.
Имени Димы Яковлева
Так – именем ребёнка, запертого приёмным отцом-американцем в машине и задохнувшегося, – депутаты назвали свою поправку. И их горячо поддержал детский защитник Павел Астахов. "Принятие "списка Димы Яковлева" должно было случиться еще в 2010 году", – цитирует газета "Взгляд" омбудсмена. Астахов напомнил шокирующие цифры: американские усыновители убили 19 маленьких россиян.
По данным посольства США в России, за 20 лет, с 1992 года, американцы усыновили "более 60 тысяч российских детей". За это же время 19 приёмных детей из России погибли по вине американских родителей.
На просьбу предоставить статистику по усыновлённым и пострадавшим детям в России в аппарате всероссийского детского защитника господина Астахова "Фонтанке" ответили молчанием. Вероятно, "под рукой" у омбудсмена такой статистики нет.
Обо всех девятнадцати американских случаях мы знаем из американской же прессы.
– В США каждый такой случай – трагедия, – отмечает депутат Госдумы, экс-губернатор Красноярского края Валерий Зубов, категорической противник поправки. – Американцы не стесняются вытаскивать это в прессу – и так мы об этом узнаём. Если бы мы вытащили все трагедии в наших семьях, мы бы ахнули!
В 2006 году Галина Семья, служившая тогда детским омбудсменом в Москве, вытащила свои данные: за 15 лет с 1991 года в России погибло 1220 приёмных детей. За это время россияне усыновили 150 тысяч 560 детей.
В июле этого года свою статистику опубликовал Следственный комитет РФ. За первое полугодие в России пострадали от рук преступников почти 10 тысяч детей и подростков. И столько же пропали без вести.
По данным, опубликованным СК РФ в середине 2011-го, за полгода были убиты 198 детей, ещё 829 стали жертвами преступлений на сексуальной почве. Причём тенденция устрашающая: в первом полугодии 2010-го следователи фиксировали 164 убитых ребёнка и 729 жертв педофилов. По данным СК, большинство преступлений против детей происходит не на улице - в подворотне, а в семьях. Детей убивают и насилуют родители. Не обязательно приёмные.
– Статистика простая: несчастных случаев с усыновлёнными в России детьми происходят в 200 раз больше, чем в Америке, – говорит Валерий Зубов. – Эта цифра нигде не публикуется. Но её по моему требованию мне были вынуждены выдать в комитете по материнству ещё в прошлой Госдуме.
Усыновите инвалида
Иностранец может претендовать на усыновление только того ребёнка, от которого в течение минимум полугода отказываются в России. Поэтому считается, что на Запад увозят в основном инвалидов. Согласно официальной статистике, это не так: по данным Минобрнауки, из трёх с половиной тысяч детей, усыновленных американцами в 2006 году (а более свежей информации чиновники не приводят), инвалидами были признаны только восемьдесят человек. Получается, правы депутаты, когда волнуются, что иностранцы приберут к себе наш генофонд?
В Сиверском детском доме мне довелось увидеть малыша, о котором директор тихо и честно сказала: "Вот Ваня (имя изменено), его никто не возьмёт". У Вани были огромные уши и большая голова, а ещё он не выговаривал половину алфавита. В остальном – ребёнок как ребёнок. Просто не красавец. Но достаточно косметического дефекта – и российские усыновители пасуют. Иностранные – нет. Вот и получается: не инвалид, да. Но наши откажутся.
Валерий Зубов рассказывает: во времена его губернаторства в Красноярске американцы забирали детей с такими дефектами, как ""заячья губа" или "волчья пасть".
– Был такой случай: мальчик с "заячьей губой" получил шанс на усыновление самым высокооплачиваемым детским врачом Америки, – вспоминает депутат. – Такой "счастливый билет" парень вытащил. А когда его усыновили, американцы бесплатно прислали к нам в край группу врачей, и те бесплатно прооперировали 100 процентов детей с такими же патологиями. Просто взяли всех детей с "заячьей губой" и "волчьей пастью" – и в течение недели всех вылечили.
Конец усыновлению?
О случаях гибели детей в США от рук усыновителей мы здесь, в России, могли бы вообще не знать. До недавнего времени наше законодательство действительно было таково, что не позволяло контролировать положение бывших россиян. Да и с какой стати? Ведь усыновлённый ребёнок – уже американец, и контролировать должны американские социальные службы. На это ссылаются сторонники поправки "имени Димы Яковлева": дескать, нет контроля.
– Если вы правильно работаете с усыновителями, то у вас нет проблем и с контролем, – уверен Валерий Зубов. – Юридически наша попытка контролировать, как там живут дети, незаконна. Как только ребёнок усыновлён американцами, он становится гражданином США. Все наши потуги влезть со своим контролем насильно обречены. А вот если по-доброму, по-хорошему: а можно посмотреть, как живут дети, уже ваши дети? Никогда не будет отказа!
О том, как этот контроль осуществляли в Красноярске, рассказал "Фонтанке" бывший подчинённый Зубова – экс-председатель комитета по социальным вопросам администрации Красноярского края Виктора Кима.
– Одно из агентств по усыновлению, с которым мы работали, предложило мне посмотреть, как живут усыновлённые дети, – вспоминает он. – Уже прошёл год, может, два, как дети там жили. Я проехал с севера США до юга, посетил 15 семей. Мы договорились так, что я сам выбираю, в какие семьи ехать. И я выбирал самые разные: учителя, менеджера, просто представителя среднего класса, чиновника в правительстве штата, семьи, где родные дети повзрослели и родители усыновили маленького нашего, семьи, где есть свои дети и взяли нашего.
Впечатления он помнит до сих пор.
– Первое, что меня тогда поразило, это их отношение к тому, что у нас называют тайной усыновления, – продолжает Виктор Ким. – У них – полная открытость: они на всю Америку кричали, что их ребёнок – усыновлённый россиянин. Это говорят в семье открыто. И мне говорили, что будут стараться, чтобы ребёнок больше знал о России, язык изучал. Второе – я увидел, что все усыновлённые дети прошли через лучших врачей. И их либо вылечили уже, либо продолжали лечить. Третье – условия жизни. Что тут скажешь? Несравненно лучше. У детей были отдельные комнаты. Изобилие игрушек, какие нужны именно таким детям. И ещё: все родственники вокруг, друзья семьи, знакомые приходят в эту семью праздновать именно усыновление ребёнка из России.
Поразил бывшего чиновника и контроль со стороны социальных служб США: в течение трёх лет приёмные родители посылали туда фото- и видеоотчёты.
Откуда тогда, спросите, взялись те 19 трагедий, которыми пользуются противники иностранного усыновления? На этот вопрос "Фонтанке" ответила представитель одного из аккредитованных агентств по усыновлению Екатерина Смыслова.
– Случаи гибели детей – это на 90 процентов случаи так называемого независимого усыновления, – говорит она. – А те агентства, которые недостаточно информировали усыновителей о детях, так, что дети из-за этого пострадали, уже закрыты. Это отслеживается очень жёстко.
В июле этого года между Россией и США было подписано соглашение о сотрудничестве в области усыновления. С 1 ноября оно вступило в силу, и с этого дня у нас как раз появился "механизм контроля", которого не хватает законодателям: усыновлённые американцами россияне до совершеннолетия сохраняют российское гражданство, поэтому наша страна имеет право следить за их благополучием. В США создано федеральное ведомство, которое должно отслеживать судьбу усыновлённых россиян и информировать наших чиновников. И, наконец, упразднён институт "независимого усыновления".
Вторая половина поправки, предложенной депутатами, предполагает, что это соглашение будет денонсировано.
В будущем, если свои "списки Магнитского" примут страны Европы, усыновление будет закрыто и для них. После США на втором месте стоит Испания, затем – Италия, Канада, Франция, Германия и другие страны.
Своя очередь
Как убеждён детский омбудсмен Павел Астахов, в России достаточно потенциальных приёмных родителей, чтобы через 5 - 7 лет у нас вообще не было детских домов. По его словам, у нас даже существует очередь на усыновление из одних только россиян.
По данным того же детского правозащитника, сегодня в России около 700 тысяч сирот. Это больше, чем было в СССР после Второй мировой войны. Ежегодно у нас появляется порядка 80 тысяч сирот.
Очередь из усыновителей, о которой говорит Астахов, составляет 12 тысяч человек.