Президент России Владимир Путин попытался побить свой рекорд по ведению пресс-конференции. 4,5 часа он отвечал на вопросы журналистов. Большая их часть была о новом «антимагнитском» законе. Вторая половина больше напоминала передачу «Поле чудес» - вино, рыбалка, приветы родственникам.
Владимир Путин спустя четыре года вернулся к традиции ежегодных больших пресс-конференций в статусе президента и встретился в День чекиста, 20 декабря, с журналистами. На встрече собралось 1040 российских и 186 иностранных корреспондентов. Несмотря на большую аудиторию и длительный перерыв, во время которого глава государства, возможно, соскучился по таким беседам, гаранту Конституции все-таки не удалось побить рекорд 2008 года. Тогда он без перерыва в течение 4 часов 40 минут ответил на 100 вопросов. Для того чтобы «перепрыгнуть» эту временную планку, Путину, выступавшему за день до конца света, не хватило 9 минут - всего на этой пресс-конференции было задано 53 вопроса.
Благодаря усилиям как российских журналистов, так и иностранных, «красной нитью» через всю пресс-конференцию прошли вопросы (всего из было задано 10), касающиеся принятого 19 декабря Госдумой во втором чтении «антимагнитского» законопроекта.
За поправки к документу, которые запрещают американцам усыновлять российских детей, этот нормативный акт среди либералов получил название «закона подлецов». Сами же федеральные депутаты предпочитают неофициально называть этот документ «законом Димы Яковлева» - в 2008 году в американском штате Вирджиния умер этот двухлетний мальчик, которого приемный отец запер в машине, стоявшей на солнцепеке.
Смысл вопросов журналистов, адресованных Путину, заключался в том, что не кажется ли ему, что ответ слишком жесток, что недопустимо втягивать в политические игры детей, и что подобный ответ на американский «закон Магнитского» не вполне адекватен.
Президент, если не брать в расчет детали, на каждый вопрос отвечал почти одинаково – принимаемые меры адекватны, большинство россиян одобряет этот шаг. Однако глава государства не смог четко ответить на прямой вопрос, подпишет ли он закон, когда тот ляжет к нему на стол. Это должно произойти до конца года. «Я не видел самого текста закона, так что не знаю, подпишу или нет, - сказал Путин. - А в целом поддерживаю».
Самым острым оказался вопрос корреспондента газеты «Лос-Анджелес Таймс», который спросил Путина о наступлении нового тридцать седьмого года в России для отдельно взятого человека — юриста Сергея Магнитского. «По делу «Рособоронсервиса» вы говорили, что у нас не 1937 год, - начал журналист, обращаясь к президенту. - Но для Сергея Магнитского 2009 год стал 37-м, для 1,5 тысячи детей-сирот - сейчас 1937 год. У России было три года дать ответ на вопрос, что случилось с Магнитским. Дали бы ответ - и чиновники, и сироты поехали бы в США. Вы крайне осведомлены о других уголовных делах, что с этим? Что с украденными чиновниками деньгами, за которые пострадал Магнитский?» .
Глава государства ответил коротко: по его информации, Магнитский умер не от пыток, а от сердечного приступа. «Да и вопрос совершенно не в Магнитском, - пояснил Путин. - Дело в том, что США заменили один антисоветский закон другим - антироссийским. Когда произошла трагедия с Магнитским, я об этом узнал из СМИ. Да и сейчас я деталей не знаю».
Противореча сам себе в том, что о подробностях дела осведомлен плохо, Путин добавил, что «Магнитский не расследовал коррупцию, а защищал интересы своего британского работодателя, который сейчас подозревается в экономических преступлениях российскими следственными органами». «В американских тюрьмах люди не умирают? – задал Путин вопрос аудитории, начиная раздражаться, так как депутаты своим вчерашним решением придали весьма неприятный флёр его программной пресс-конференции. - Почему одна страна имеет право распространить свою юрисдикцию на весь мир? Американские законодатели решили показать России, кто здесь хозяин».
Путин пояснил, что «подавляющее большинство россиян отрицательно относится к тому, что иностранные усыновители берут наших детей». По его словам, принимаемый Думой законопроект – это реакция, но не на добропорядочных американских усыновителей, а на позицию американских властей.
«Чаще всего американская Фемида освобождает от ответственности людей, которые совершили преступления в отношении ребенка из России, - сказал Путин. - Эта сфера деятельности отнесена американскими законодателями на уровень штата, что не дает нам вмешаться в этот вопрос. Представителей РФ не допускают в качестве наблюдателей на эти процессы. Дурочку включили и все».
Как выход из ситуации, глава государства заметил, что «нам нужно самим заниматься усыновлением, развивать это направление деятельности, поддерживать эти семьи».
Телеведущий Сергей Брилев предложил депутатам показать пример и взять каждому на воспитание по два ребенка. По мнению журналиста, такой поступок думцев может улучшить ситуацию в стране с сиротами.
Путин изрек, что «это было бы неплохо, если каждый депутат это сделает». «И некоторые усыновляют, - пояснил глава государства. – Но ведь задачи их не в этом. Они формулируют правила поведения, которые регулируются с помощью законов сферы общественной жизни». После добавил, что усыновление детей депутатами не решит проблемы. «Надо законы менять, совершенствовать законодательство», - отметил он.
Тут как нельзя кстати пришелся вопрос от «Новой газеты», на сайте которой идет сбор подписей против «людоедской» поправки. В настоящий момент счетчик показывает, что количество проголосовавших перевалило за 115 тысяч человек. Журналистка издания напомнила Путину про его обещание прислушаться к соотечественникам, если 100 тысяч из них выскажется «за» или «против» какого-либо законопроекта.
Глава государства не стал отказываться от своих слов. «Безусловно, эта инициатива должна пройти рассмотрение, но в Государственной думе», - резюмировал президент, добавив, что ему важно мнение каждого российского человека. Тем более, если «это значительная часть, не большинство, но тем не менее».
Несмотря на старания федеральной и иностранной прессы и усиленное внимание к серьезным политическим вопросам, таким, как «антимагнитский» закон и дело Ходорковского, пресс-конференция Путина в определенные моменты напоминала телепередачу «Поле чудес», куда еще в 90-х приходили с национальными яствами и передавали с телеэкрана приветы родным и близким. На встрече с журналистами представители регионов позвали Путина в Кузбасс отмечать добычу 200-миллионной тонны угля, обещали угостить грузинским вином, просили поздравить дочек с 5-летием, передать привет родственникам и выражали благодарность от профсоюза летного состава России.
Сахалинская газета «Губернские ведомости» предложила президенту назвать один из островов его именем, вместо себя Путин тактично отправил акулу пера к русским классикам: «Лучше Толстой, Пушкин или Лермонтов». Фееричным оказался и диалог с «Машей из Владивостока». Именно так к журналистке из газеты «Народное вече», по собственному утверждению, плохо пишущей про Путина, обратился президент, предложив ей сесть. «Спасибо, Вова», - не замедлила ответить журналистка.
Однако переплюнуть журналистку газеты «Голос читателя» из Всеволожского района Ленинградской области, передавшую «наилучшие пожелания» от учительниц Путина из 281-й школы, не смог, пожалуй, никто. Наталья Иванова передала президенту книгу от завуча и учителя истории школы, где он учился. "Спасибо им большое. Я им очень благодарен за все, что они сделали",- скупо ответил президент.
Обилие вопросов про Магнитского и Ходорковского слишком утомило журналистов из части регионов, им было явно неинтересно. «Хватит про Ходорковского, хватит политики, приглашаем вас на рыбалку. С экологией лучше становится, промышленное рыболовство развивается», - радостно заявил журналист из Астрахани. Ему вторила журналистка из Мордовии: «Мои коллеги задавали один и тот же вопрос про закон Димы Яковлева. Но у нас в регионах другая повестка дня», - заявила женщина под аплодисменты зала. Да и самому гаранту Конституции было приятней говорить о рыбалке или грузинском вине, нежели об антизаконе Магнитского, при упоминании которого он то краснел, то бледнел, то окидывал аудиторию презрительным взглядом.
Впрочем, пресс-конференция видимо все-таки получилась удачной: федеральные телеканалы уже анонсируют ее полный повтор этой ночью, для тех, кому не хватило первых 4 часов с президентом.
Денис Аксенов, Ксения Клочкова «Фонтанка.ру»