Закупка радиооборудования на 66 миллионов рублей, проведенная Смольным три месяца назад в обстановке строгой секретности, обрастает новыми странными подробностями. Конкурс на её поставку и даже само место производства этой техники окутаны тайной. Тем временем выясняется, что приборы, возможно, покупались и не для госслужащих вовсе, а в интересах МВД. В загадочных приключениях дорогостоящих раций разбирался корреспондент «Фонтанки».
66 миллионов рублей. Именно столько заплатил комитет по информатизации в сентябре этого года, чтобы купить «оборудование для модернизации единой системы транкинговой радиосвязи» Петербурга. Выяснить подробности соответствующего конкурса «Фонтанка» попыталась еще в августе, когда он был объявлен, однако тогда сделать это оказалось непросто..
Таинственные получатели
По официальной информации, вкладывать деньги в транкинг – старую и надежную, но очень дорогую альтернативу сотовой связи – Смольному понадобилось, чтобы позаботиться о безопасности петербуржцев. Как пояснили чиновники, они собираются объединить одним каналом все экстренные службы города – от МЧС и МВД до скорой помощи: сейчас у каждого ведомства создана своя транкинговая сеть, правда, они работают в разных стандартах, поэтому в случае пожара или землетрясения не смогут связаться друг с другом.
«Подкидывать» деньги даже не подведомственным ему службам Смольному, в общем, не запрещено, и бюджетной дисциплины это не нарушает. Впрочем, более внимательное знакомство с аукционной документацией позволяет предположить, что закупка все-таки осуществлялась в интересах одного учреждения – ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти. Именно его адрес на Суворовском проспекте, 50/52, указан в качестве места поставки товара. Да и в самом главке в ответ на запрос «Фонтанки» не стали отрицать причастность к процессу, отметив, что вопросами транкинга в их управлении занимается Центр информационных технологий, связи и защиты информации. Это название стоит запомнить, оно еще появится в конце нашей статьи.
Таинственные поставщики
«Цена на закупку кажется слишком большой. И такие предположения оправданы: судя по всему, она была завышена уже на этапе знакомства чиновников с транкинговым рынком», – отметил один из источников «Фонтанки», являющийся специалистом в этой сфере. Перед тем, как проводить конкурс, комитет действительно запрашивал стоимость оборудования у трех компаний. С одной из них – не раз выполнявшей заказы МВД и петербургского главка фирмой ООО «Астраком» – и был заключен государственный контракт. К чести бизнесменов стоит отметить, что они снизили стартовую цену – с 66,7 до 66 миллионов рублей.
Деятельность двух других предприятий, где чиновники также интересовались ценами на радиотехнику, подталкивает к выводу о, как минимум, странных представлениях Смольного о транкинговом рынке. ООО «НПП «Телда» ни производством, ни продажами подобных приборов, как сообщили в компании, не занимается.
Имеет ли какое-то отношение к столь специфическому сегменту ООО «Интернет-технолоджи», неизвестно – с компанией связаться не удалось. Может быть, потому, что ее генеральный директор – Юрий Валерьевич Бобров – активно трудится на другом рабочем месте. Во всяком случае, по информации «Фонтанки», человек с точно таким же именем является сотрудником ООО «Астраком». Уточнить этот вопрос «Фонтанке» у самого Боброва не удалось - «он редко бывает на работе», объяснили «Фонтанке» в компании.
Таинственные проекты
Заказ, напомним, состоял из трех частей. Подрядчикам предлагалось предоставить для Смольного «аппаратно-программный комплекс для модернизации единой системы оперативной транкинговой радиосвязи» ценой 58 миллиона рублей, два ретранслятора общей стоимостью 2 миллиона и 90 носимых радиостанций за 67 тысяч рублей каждая. Логично предположить, что внедрять столь дорогие и масштабные изменения нужно, имея на руках проект будущих работ. Но его «Фонтанке» найти не удалось.
В комитете по информатизации и связи отметили, что документацию предоставить невозможно – она «носит закрытый характер». В ГУ МВД, в свою очередь, сначала заявили, что «единого проекта работ по данному направлению не предусмотрено». А затем добавили:
«Запрашиваемая документация относится к категории служебной и государственной тайны и не может быть предоставлена для опубликования».
Апогеем, однако, стал диалог с учредителем фирмы «Астраком» Мансуром Гадиуллиным.
Из диалогов с Мансуром Гадиуллиным-1
– Существует ли проект модернизации городской транкинговой сети, для которой закуплено ваше оборудование? – спросил его по телефону корреспондент «Фонтанки».
– Да, конечно. Это секретная документация. Вы будете запрашивать ее в седьмом отделе (какого ведомства, правда, Мансур Файзелхакович не уточнил. – Прим. ред.).
– Может быть, существуют другие возможности с ней познакомиться?
– Вы можете написать запрос нам, а мы перешлем его в ФСБ. Или вы сами в ФСБ пишите.
– Так значит, техника закупалась для ФСБ, а не для МВД?
– Нет, почему. В МВД существует отдел... Какой это отдел?.. Первый. Им даже паспорта на руки не выдают, вы ведь знаете.
– Зачем же тогда писать в ФСБ?
– Вам нужно оформить госдопуск к секретности.
– Запрос направлять в УФСБ по Петербургу?
– Да.
– Или в ФСБ России?
– Конечно.
Таинственные радиостанции
В атмосферу загадочности и таинственности корреспонденту «Фонтанки» пришлось погрузиться, и когда он пытался выяснить особенности происхождения радиостанций стоимостью 67 тысяч рублей, которые, как мы писали выше, были частью госзаказа.
Источники «Фонтанки» сообщили, что, хотя официально продукция маркирована как российская и изготавливается дочкой «Астракома» – компанией «Астраком Инжиниринг», в действительности ее якобы могут ввозить в Петербург из-за рубежа. «Трубки производятся за границей – их делает по заказу новозеландская компания “Tait”, – отметил собеседник нашего издания. – Из островного государства оборудование доставляют в Финляндию и уже оттуда ввозят контрабандой в Россию с помощью одной из финских логистических фирм».
Мансур Гадиуллин, однако, такие сведения решительно опроверг: «Трубки – наши. Имеется сертификат Минсвязи, сертификат апробирования в ГУ МВД, акты межведомственной комиссии – все, что необходимо». Правда, объяснить, где конкретно расположено производство, бизнесмен затруднился.
Из диалогов с Мансуром Гадиуллиным-2
– Можно ли посмотреть на производство носимых радиостанций, которые вы поставляете по заказу Смольного? – спросил корреспондент «Фонтанки» у Мансура Гадиуллина.
– В каком плане?
– Заказ немаленький, хотелось бы увидеть, как оборудование выпускается.
– Я не имею возможности пока этого сделать.
– А когда можно будет посмотреть?
– Когда станции произведутся.
– А почему сейчас нельзя?
– Потому что времени у меня нет этим заниматься.
– Может быть, кто-то из директоров, сотрудников компании может помочь?
– Вы поедете в Москву?
– Думаю, что да. Существует информация, что трубки везутся в Россию из другой страны. Хотелось бы ее опровергнуть.
– Из других стран к нам много чего везется. Но от этого же бананы не хуже или не менее сладкие.
– Так они в России произведены или нет?
– Бананы?
– Радиостанции для Смольного. Или для главка.
– Мы сейчас про бананы говорим. Девушка, я и так вам много сказал, что вы еще от меня хотите?
В конце беседы учредитель компании «Астраком» добавил, что «не может разглашать военную тайну», которой, с точки зрения Гадиуллина, является информация о местоположении подразделений его компании: «Мы не только в МВД продаем. Мы и в ФСБ продаем, и военным». Впрочем, бизнесмен намекнул, что производство может находиться в Зеленограде. А где конкретно? Ответить на этот вопрос, по мнению предпринимателя, в силах только ФСБ.
Таинственные связи
Часть загадок, появившихся в этой истории, могут найти свое объяснение, если внимательнее взглянуть на деятельность Центра информационных технологий, связи и защиты информации ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти, в народе – ЦИТСИЗИ, для которого предназначалось оборудование. По данным информационной аналитической системы «СПАРК», это подразделение за последние три года 12 раз закупало оборудование у «Астракома» на общую сумму более чем в 27 миллионов рублей. При этом транкинговую систему главка в 2003 – 2006 годах создавала совсем другая фирма – московское ЗАО «БУДАФОН ЛТД», являющееся сервисным партнером компании MOTOROLA. Однако в последние годы аукционы главка фирма не выигрывала.
С марта 2011 года Центр информационных технологий ГУ МВД возглавляет Олег Локтионов, отношения которого с отдельными представителями «Астракома», возможно, выходят за рамки обычных деловых контактов. Как стало известно «Фонтанке», в 2008 году Локтионов весьма много общался с экс-финансовым директором фирмы Ольгой Кучерявой. Из «Астракома» Кучерявая уволилась, по одной информации, в 2008-м, по другой — в 2010 году, но, по утверждению источников «Фонтанки», до сих пор продолжает заниматься валютным счетом и международными платежами предприятия.
Влияло ли это как-то на стоимость радиооборудования или особенности технической документации, которую, вероятно, составлял не комитет по информатизации, а Центр информационных технологий главка, доподлинно неизвестно.
Софья Вертипорох, «Фонтанка.ру»