Инфраструктурные вопросы ценой в десятки миллиардов рублей предстоит решить губернатору Полтавченко в этом и последующих годах. За два дня до боя курантов глава комитета по строительству Артеев подсчитал, что сегодняшние темпы строительства социалки позволят достигнуть удовлетворительного уровня к 2035 году. «Фонтанка» решила перечислить основные причины этой проблемы.
В последний рабочий день 2012 года, 29 декабря, на совещании у Георгия Полтавченко с участием глав районов и членов правительства председатель комитета по строительству Андрей Артеев доложил, что если социальная инфраструктура в 22 новых микрорайонах Петербурга (это север и юго-запад) будет развиваться такими же темпами, как и раньше, то полностью нужды горожан в детских садах, школах, поликлиниках будут удовлетворены к 2035 году. Ну а если сильно повезет, то к 2025-му. Взрослый человек при таких прогнозах задумается не о том, что к этому времени Ленина из мавзолея вынесут, а о том, сколько тогда стукнет каждому из собравшихся.
Заодно Артеев предложил поручить поставить его ведомство в решении этих вопросов над КГА, КУГИ, комитетом по энергетике и дорожниками. На этом месте мнения разошлись, так как речь идет о финансовых потоках. Например, новый глава комитета по развитию транспортной инфраструктуры Дмитрий Буренин не согласился. Против высказались вице-губернаторы Козырев и Вязалов. Мол, каждый должен заниматься своим. Так была создана рабочая группа во главе с вице-губернатором Игорем Дивинским (она должна выработать понятный механизм для принятия решений по этим проблемным точкам).
Но история не про подковерную казуистику.
Если бы это был митинг, то ораторы должны были бы обратиться к горожанам так: «Налогоплательщики, вместо того, чтобы поддерживать старые фасады города, мы почти весь бюджет пустим на инвесторов. Иначе, покупая новые квадратные метры, ищите места в яслях и школах в других районах».
Губернатор Полтавченко и раньше намекал, что теперь город вынужден оплачивать сверхприбыли застройщиков, но цифрами и датами предусмотрительно нас не пугал. Конечно, он уже говорил о намерении обязать застройщиков возводить социалку за свой счет. Но не все на это пойдут. Не у всех же есть такой жир, как, предположим, у компании «ЛенСпецСму».
Но деньги и социнфраструктура, которая всегда в Петербурге плетется в хвосте, – это еще не все. За последние годы собиралось 48 комиссий, на которых были удовлетворены просьбы «трудящихся» об увеличении этажности уже согласованных домов. Во многих местах получилось не девять этажей, а пятнадцать. Поэтому, если и есть кое-где площади для детских садов, то нет дневного света, и никакой г-н СНиП (строительные нормы и правила) строительство не пропустит. Так, в жилом комплексе «Золотая долина» у станции метро «Звездная» место нашли, а темно. Инсоляция не выходит.
Так что сосульки – это легкая эмоция. Земля вращается, скоро все растает. А очереди и недовольство властью звезда по имени Солнце не решит. Социалка жмет сегодня и на все времена года. Так, перед Новым годом активисты из тех, кто приобрел квартиры за «трубой» при выезде из города по Приморскому шоссе, собирались перекрывать дорогу именно из-за отсутствия социальных условий. Еле успокоили.
Это совещание проходило без ушедшего днями ранее из властной структуры Петербурга вице-губернатора Игоря Метельского, который напоследок укорил Смольный буквально словами Валентины Матвиенко: «Новое правительство должно думать о развитии, а не замыкаться на решении текущих задач». Члены команды Полтавченко восприняли это как издевательство и вдогонку ему промолчали: «Так вы сами это все непосредственно и устроили».
Можно, конечно, и как в дешевом сериале: хлоп - и запретил строить, но дело не в притоке населения в мегаполис. Упадет строительство, исчезнет треть товарооборота от покупки стройматериалов. Даром, что бюджет просядет минимум на пять процентов, тогда ведь поползут вниз и рабочие места, и так далее. Цепная реакция чуть медленнее, чем в реакторе. Не мультипликационный эффект, а мультужас для любой власти.
Раньше стояла задача – побольше построить жилья. Остальное вынесли в скобки. Если огульно, то экономика получается примерно такая – город заработал рубль на продаже земли и теперь вложит девять. А вы говорите - сосульки.
50 - 80 миллиардов
Многие присутствующие на этом заседании вряд ли забыли предыдущее – от 26 декабря, где вновь вспомнилась наша намывная гордость – «Морской фасад». Там тоже выяснилось, что за счет бюджета нужно изыскать от 50 до 80 миллиардов рублей (в зависимости от методики подсчета) на энергетику, канализацию, те же поликлиники и заодно набережную. Как на плакате: «Все для победы». Поручили вице-губернатору Сергею Вязалову.
О «Фасаде» написаны книги. Но за томами как-то замылилась примитивная суть комбинации. Под предлогом необходимости строительства для города нового пассажирского порта структуры, близкие к Южилину, получили право на создание около 400 гектаров намывных территорий под жилую и деловую застройку. Пассажирский терминал город выкупил у застройщика за свои (резолюции Матвиенко, Молчанова, подпись КУГИ), а счастливому инвестору досталась возможность реализовать новые земли, в которых не было никакой необходимости для Петербурга.
Может быть, инвестор расходы на намыв первых 180 гектаров пока не отбил, но в любом случае они гораздо меньше потенциальной прибыли от продажи земли. Теперь выясняется, что если будут намыты все обещанные 400 гектаров, то Смольному придется потратить от 50 до 80 миллиардов рублей на создание инфраструктуры.
Люди, способные с губернатором общаться доверительно, собираются ему посоветовать зайти к Владимиру Путину и спросить его мнение: «Как же так?»
Так что не школы в 22 микрорайонах, а полноценная инфраструктура ради «Морского фасада».
На этом месте губернатору выдохнуть не придется.
15 000 процентов
Самый высокорентабельный инвестиционно-строительный проект России: компания ООО «Северо-Запад-Инвест» приобрела 144,2 гектара земли в Курортном районе. Торги проведены Фондом имущества Санкт-Петербурга 16 сентября 2009 года. За 36 миллионов рублей. Если бы компания сразу продала эти земельные участки по отдельности до конца года, рентабельность составила бы 15 000 процентов. Расчеты просты: в 2007 году Фонд имущества продавал аналогичные участки по цене 52 миллиона рублей за гектар. В период кризиса цена упала в среднем до 37 миллионов рублей за га. То есть цена 144 гектаров должна была быть примерно пять с половиной миллиардов рублей.
К землям обещали намыть еще 400 гектаров.
Буквально в последние дни своего пребывания на посту губернатора Петербурга Валентина Матвиенко успела подписать распоряжение о том, что строительство объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры квартала «Новый берег», который должен появиться на намывных землях, будет финансироваться из городского бюджета. На все попытки депутатов ЗакСа выяснить, насколько законно такое решение, следовал неизменный ответ – проект очень важен для города.
Компетенция
Новое сообщение о том, что город не справляется, строители расценили как очередное ущемление своих прав. Интересно, что строительное сообщество фактически выключило себя из городской жизни.
«Задача строить планы развития города — это задача комитетов, а мы пока не готовы ничего комментировать», - отрезали в «ЛенСпецСМУ». «Любой девелопер и инвестор в первую очередь должен платить налоги и создавать рабочие места, и это мы делаем. А решение вопросов социалки — это дело государства», - добавила директор проекта «Невская ратуша» Ирина Анисимова. «А если мы будем еще и заниматься проблемами детских садиков и школ, то зачем тогда нам нужно государство?» - поинтересовалась она.
Согласен с тем, что решение вопросов обеспеченности детскими садиками и школами находится в полной компетенции городских властей, и директор ЗАО «Ленстройтрест» Александр Лелин. По его мнению, для решения этой задачи нужно в первую очередь переориентировать бюджет. «Типовой детский садик и типовая школа строятся за полтора года, - пояснил он. - Поэтому если в бюджет заложить необходимую сумму денег, то проблему можно решить очень быстро — в городе много строительных компаний, которые любят работать именно с госзаказом. Весь вопрос — в количестве денег».
10 миллиардов
«За последние пять лет адресная программа никогда не выполнялась», - эта не всем читателям понятная формула произнесена в Смольном уже десятки раз.
В соответствии с контрактами подрядчики по строительству дорог и развязок должны были решать вовсе для них неуместный вопрос - с собственниками по земле, на которой они и строили. Контракты закрывались без этого, деньги им перечислялись полностью, а с собственниками никто не расплатился. Согласно невооруженному взгляду, долгов набежало от пяти до десяти миллиардов.
Варианта два: либо платить из бюджета, что скучно, либо новому председателю комитета по развитию транспортной инфраструктуры Буренину поднимать реестры, предъявлять претензии и заставлять подрядчиков выполнять задание задним числом, со штрафами и пенями, грозя квалификацией при будущих конкурсах. Второе не столько хлопотно, сколько опасно. Перефразируем культовую фразу из кинокомедии так: «Не знаю, как там в Петербурге, не была, а у нас в Палермо за такое наказывают».
К тому же подрядчики – не мальчики. Это мегаигроки - «Пилон», «ГСК», «Мостоотряд-6». Они пойдут в суд со своим ресурсом и внутренним убеждением, что нельзя нагибать за заведомо неисполнимые обязательства, и битва за параграф может растянуться на годы с предсказуемым концом.
Так что бюджетные миллиарды - не «Морской фасад», а расплата с землями собственников.
52 - 65 миллиардов
А раз земля до сих пор в руках разнообразных собственников, то город не имеет возможности определить границы участков. Значит, сами пути-дороги не прошли межевой план и не получены кадастровые паспорта. Чем-то напоминает ситуацию в Сочи, в бытность скандалов выкупа земли под строительство олимпийских объектов. Только у нас тихо.
По одним данным, в Петербурге на 65 миллиардов рублей не сдано в казну объектов дорожного строительства, по другим – на 52. Хрен и редька.
А это те дороги, которые мы ежедневно выбираем на работу и обратно, в том числе и километры веток метрополитена. Все они не в федеральной и не в городской собственности. Но их чистят, освещают и так далее. А по документам их нет. Новое толкование «мертвых душ».
Если прокурор города Сергей Литвиненко станет формалистом, а не политиком, то: «Рады вам сообщить, что сумма нецелевых бюджетных трат превысила…
Так что со статьей вас, и не с журналисткой».
Ситуация
Наличие проблемы со сдачей дорог в эксплуатацию подтверждают и сами дорожники. «Мы начинаем сооружать объекты, когда юридическая расчистка территории еще не закончена», - говорит генеральный директор ЗАО «Пилон» Мевлуди Блиадзе. По его словам, в Европе и Америке власти тратят на выкуп и изъятие земель, по которым в будущем пройдет дорога, около 3 - 4 лет и только потом выставляют объект на тендер. В Петербурге строители фактически работают на чужой земле, а окончание процедуры изъятия земель заканчивается через несколько лет после сдачи объекта. Такая ситуация, например, с продолжением Софийской улицы, которое «Пилон» закончил в 2009 году: магистраль до сих пор не сдана в эксплуатацию. А часть тоннеля под Литейным мостом, сданного в мае 2011 года, до сих пор числится как «река Нева».
По мнению генерального директора «АБЗ-Дорстрой» Леонида Гиндина, данная проблема возникает, в том числе, из-за несогласованности различных ведомств - КУГИ, Росимущества, если речь идет о федеральных землях, КРТИ. При этом он отмечает, что к концу стройки проблема, как правило, решается. Знакома проблема и компании «Возрождение». В качестве примера там приводят участок Киевского шоссе, движение по которому было запущено осенью 2011 года. Из-за того, что объект до сих пор юридически не сдан в эксплуатацию, его освещение подключено по временной схеме.
Постоянная схема до сих пор не запущена, и кабели, уложенные компанией в процессе строительства, остаются без напряжения. Учитывая, что кабели без напряжения - лакомый объект для воров, «Возрождение» до сих пор охраняет их за свой счет.
Миллиард
Отчасти земельный вакуум образовался благодаря некачественному проектированию или подледному изменению первоначальной документации без согласования с госэкспертизой.
О том, что проекты строек повсеместно пересматриваются, хотя цена проекта – это 3 - 4 процента от его стоимости, а в сумме по всем городским проектам – миллиард в год, и заплатил его город, лучше хором молчать.
Губернатор - не враг городу, чтобы остановить все и взорвать его в пробке. Как Пироговскую остановить? Новая компания быстро не выйдет. Непонятно же, на что выходить, если проекта нет?
К тому же Георгий Полтавченко – председатель рабочей группы по подготовке и проведению в Петербурге мероприятий, связанных с председательством России в G20 в сентябре этого года. А до этого надо успеть закончить еще не начатые работы по пробивке набережной Обводного канала до проспекта Обуховской Обороны и тоннеля на Синопской набережной. Если Пироговская при них встанет, все – город в кольце. Выход только на юг.
Губернатор - как самый высокопоставленный заложник. Отсюда разрешения на само строительство. Большинство строек начинается без них. И ГАТИ на них не выйдет.
Гарантии
Гарантийный ремонт дорог длиною в пять лет для исполнителя – лукавство.
Тем не менее в Петербурге правила такие. Ремонта ямочного на дорогах по ГОСТам уже нет, а верхний слой асфальта менять никто не собирается, хотя в контрактах прописано. Отсюда ямы в колесо в центре города.
Можно спросить с дорожных фирм опять, но, во-первых, 20 из 40 фирм уже обанкротились. Во-вторых, остальные себе убыток не нарисуют. Шли же на это, чтобы выиграть конкурс.
Город же на эти дороги выйти с ремонтом не может, так как у каждого чиновника записано, что он обязан знать законы РФ, и если город все же выйдет, то вновь: «Рады вам сообщить, что вы вступили в сговор – предыдущая страховка-то действует».
Можно не за земли расплачиваться, а за гарантии ремонта дорог.
Прикол
Про стадион уже противно говорить. Статьями можно будущее поле застелить. Одни антивандальные кресла на 300 миллионов рублей, купленные за границей еще до начала работ по свайному полю, – фельетон. Сегодня они уже залежались под открытым воздухом, сроки вышли. Купим еще. Как в анекдоте из речи председателя колхоза: «Посеяли, все поел хомяк. Посеем еще – нехай подавится».
Можно их распродать на сувениры. Те, что с подписями звезд «Зенита», уйдут втридорога.
По крайней мере, отвлечемся от печали.
Без прикрытия
Стратегия – не самое понятное ремесло. Тем более что петербуржцы требуют изменений сегодня. Хорошо, что есть проблема прикрытия – сосульки. Когда они исчезнут, люди займутся своими непосредственными чаяниями.
Власть сильнее людей, но людей больше. Поэтому чиновники стараются не кричать о реальном положении дел. Между собой же они все чаще оставляют язык намеков.
P.S.
А тут еще участковый уполномоченный перед праздниками багажник своих «жигулей» ливером забил. Вот этому мы попускать никак не должны.
Евгений Вышенков, Кира Обухова,
«Фонтанка.ру»