Осенний вечер, небольшой торговый павильон, нож и требование отдать выручку. Незамысловатый сюжет многих уголовных дел. Почему одно из них повлекло нешуточное волнение в художественной среде — разбиралась «Фонтанка». Нечасто бывает, чтобы инвалид отнимал деньги у молодого здорового мужчины, и не каждый день Русский музей вступается за человека, обвиняемого в разбойном нападении на продуктовую палатку.
Московский районный суд приступил к рассмотрению очередного уголовного дела. Фабула, изложенная в обвинительном заключении, проста и незатейлива: вечером 24 сентября 2012 года обвиняемый вошел в торговый павильон у дома 10 по улице Фрунзе, где, угрожая ножом, потребовал у продавца наличность из кассы — около 4 тысяч рублей. Смелый продавец, не испугавшись клинка, схватил стоявшую рядом палку и отразил нападение агрессора, после чего вызвал полицию, которая и задержала преступника. Результат - уголовное дело, возбуждённое по части второй статьи 162 УК России (вооружённый разбой). Справедливость торжествует.
Но именно это рядовое и даже скучноватое дело вызвало нешуточный интерес петербургской творческой общественности. Русский музей и Новая академия изящных искусств направляют в суд письма с просьбой внимательно разобраться в деле и не допустить ошибки. Выражает возмущение легендарный митёк Дмитрий Шагин. Художники и артисты собираются 19 января на Пушкинской улице, 10, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию и довести свои сомнения до общества.
Обвиняемый
Юрий Красев (Циркуль) - известный ленинградский и петербургский художник. Участник движения «Новые художники в восьмидесятых – девяностых, актёр «Параллельного кино», участник «Популярной механики Сергея Курёхина», художник-оформитель и научный сотрудник Новой академии. Участник многих известных выставок, в том числе международных, и признанный мастер. Его картины — в фонде Русского музея. Всё перечисленное, конечно, не является индульгенцией и не позволяет, вооружившись ножом, забирать выручку киоска «ИП Гулиев». Но дело в том, что 52-летний художник давно и серьёзно болен. По версии следствия, дерзкий разбой совершил страдающий диабетом полуслепой инвалид.
Кому верить
Показания и потерпевшего, и обвиняемого читаются удивительно.
Как рассказал следователю 20-летний Раим, который в тот день торговал в павильоне, Красев, зайдя около 20:45, попросил пачку сигарет, затем о чём-то задумался и внезапно потребовал деньги из кассы. При этом художник якобы угрожал продавцу ножом, который схватил с прилавка. Раим палкой, которая была под рукой, нанес несколько ударов и вытолкал Красева из павильона. После этого избитый художник зачем-то около 20 минут дожидался прибытия полиции. Уверяет — бил (точнее, избивал) нападавшего один. Несмотря на то, что в соседнем доме расположен небезызвестный ресторан «Агдам» - многолетнее место притяжения диаспоры.
Для чего пусть и не богатому, но достаточно обеспеченному художнику понадобились несколько тысяч рублей из кассы придорожного ларька и почему человек, не имеющий никакого криминального прошлого, находясь в здравом уме, решает с помощью случайно увиденного ножа круто изменить свою жизнь, объяснения нет.
Показания Юрия Красева звучат не менее странно. По его словам, купив в аптеке корвалол, он зашел за сигаретами в соседний киоск, а продавец на него беспричинно напал и стал избивать бейсбольной битой, при этом продавцу помогали ещё двое мужчин. Как он оказался на улице, а затем в больнице, получивший несколько серьёзных ударов по голове Красев помнит плохо.
Нож — был или не был
Нашлись свидетели, которые подтверждают слова продавца — нож в руках у Красева был. Следствие располагает показаниями двоих мужчин, как они говорят, случайных прохожих, которые во время инцидента заходили в павильон. Как уверяют свидетели, они видели у Красева нож, но, «опасаясь за свою жизнь», не стали вмешиваться в конфликт, а просто позвонили в полицию.
А вот полиция почему-то ножа не нашла. Как говорит Раим, когда он выдворил Красева из павильона, тот сел на землю, бросив нож на соседний газон. Но оперативники, прибывшие на вызов в связи с нападением с ножом, самим орудием преступления почему-то не заинтересовались, во всяком случае, о ноже они на допросе не говорят. Согласно показаниям продавца, он подобрал нож в траве уже после отбытия полицейских и передал его правоохранителям позже.
Кто говорит правду, а кто лукавит — разбираться Московскому районному суду. Защитник художника Дмитрий Новожилов уверен, что картина, нарисованная следствием, отличается от действительности: «Красев — инвалид 2-й группы по зрению. Он не может нож, лежащий на прилавке, отличить от шоколадки. Тем более разобрать, где рукоятка, а где лезвие». Не говоря уже о том, что у художника не было ни малейших мотивов, чтобы совершить то преступление, в котором его обвиняют, — Красев не имеет материальных проблем и никогда не отличался агрессивным поведением.
Дмитрий Шагин: «Юра Циркуль — из плеяды. Культовый персонаж восьмидесятых – девяностых. Сейчас, конечно, ему работать сложно — инвалид по зрению. Для меня то, что избили символ свободного искусства, — знаково. Уничтожают то время — время свободы творчества. Юра — большой, добрый человек. Беззащитного человека избили и самого же во всём обвинили. Абсурд».
Последствия
Потерпевший — последствий нет. Обвиняемый — госпитализирован «скорой помощью» с места происшествия. Утром 25 сентября выписан и фактически передан в больнице оперативникам, которые отвезли его в 33-й отдел полиции. Из отдела полиции вновь госпитализирован. Согласно врачебным документам, получил черепно-мозговую травму, многочисленные ушибленные раны почти всего тела и всех конечностей. Одно ухо было частично оторвано, так что его пришлось пришивать. В настоящее время находится в больнице. После посещения павильона «ИП Гулиев» периодически впадает в обморочное состояние. Как говорят друзья, большие проблемы с речью. В настоящее время находится на лечении в больнице после очередного обморока.
Перспективы
Согласно УК России, часть вторая статьи 162 предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет.