С момента запуска Смольным городского портала общественного транспорта прошел год. Однако система до сих пор работает в тестовом режиме: не отображается часть троллейбусов и трамваев, а информация о том, что на остановку вот-вот прибудет автобус, зачастую не подтверждается. И улучшений ждать не приходится: победителем аукциона на обслуживание системы стала малоизвестная компания, которая недавно выиграла право на гардеробное обслуживание ряда районных ЗАГСов.
Публичная презентация городского портала общественного транспорта состоялось еще в мае 2011 года. Суть проекта вполне инновационная: используя данные с ГЛОНАСС-навигаторов, которые установлены на городском общественном транспорте, система должна показывать пассажирам, где в настоящее время находится тот или иной автобус, трамвай или троллейбус и через сколько он прибудет. Разработчик портала – IT-компания CSBI Group, которая в основном и устанавливала бортовое спутниковое оборудование на подвижной состав государственных транспортных ГУПов.
Впрочем, с момента презентации до вывода сайта в общедоступный режим прошел практически год, в течение которого велась доработка системы. Петербуржцы получили возможность пользоваться им только в начале марта 2012 года по адресу: www.transport.orgp.spb.ru. На тот момент полностью на карте отображались только автобусы «Пассажиравтотранса» и часть линий «Горэлектротранса». Ожидалось, что к концу лета там будут видны остальные маршруты трамваев и троллейбусов, а также социальные автобусные маршруты, которые обслуживают частные перевозчики.
В принципе, в основном эти обещания исполнены: социальные автобусы коммерческих предприятий в базу занесены, а список общественного транспорта, за которым можно наблюдать через портал, пополнился аквабусами. Кроме того, теперь инвалиды могут установить фильтр, чтобы следить только за низкопольным общественным транспортом. Наконец, сейчас помимо русского портал доступен на английском и немецком. Хотя при запуске этой опции не обошлось без забавных проколов: какое-то время наименования видов транспорта были указаны в виде транслитерации, а не с использованием аналогичного слова в иностранном языке. Например, водное такси обозначалось как vodnoe taksi, а не water taxi, как сейчас.
Однако ошибки при переводе – это мелочи по сравнению с теми проблемами, которые подробно описывают блогеры на профильных транспортных форумах. Основная претензия пользователей – информация, представленная на карте, не соответствует реальности. «Постоянно вижу реальные автобусы, про которых на схеме ничего не сказано. И наоборот – нарисовано, что едет автобус, а потом он вдруг исчезает. Начинаешь смотреть детальнее и находишь кучу таких фантомов, которые идут тенью за реальным транспортом с отставанием 2 - 3 квартала и периодически исчезают и появляются» – так, например, описывает эту ситуацию блогер Alexey Galkin2 с авторитетного транспортного форума Петербурга. Еще одна проблема: на портале до сих пор отображаются не все маршруты электротранспорта. «Портал перевели на немецкий, а то, что трамваев и троллейбусов на карте в лучшем случае 20% показано, не говоря о частниках, никого не... волнует», – указывает все там же другой блогер.
Как говорят в комитете по транспорту, проблемы с отображением вызваны тем, что серверы ГУ «Организатор перевозок» не справляются с трафиком. Что касается отсутствия трамвайных и троллейбусных маршрутов, то оно, по версии ведомства, вызвано сбоями в работе бортового оборудования, которое на электротранспорте ведет себя иначе, нежели, например, на автобусах. На особенности навигаторов, установленных на подвижном составе «Горэлектротранса», кивают и в компании CSBI Group.
IT-гардероб
Ворох технических проблем дополнили и неожиданные результаты аукциона по обслуживанию системы комплексной автоматизации транспорта (СКАТ), составной частью которой является портал. Его проводило ГУ «Организатор перевозок», подведомственное комитету по транспорту, а участников было двое – вышеупомянутая CSBI Group и малоизвестная петербургская компания «Центр инновационных решений». На аукцион было выставлено право обслуживать СКАТ в течение января и февраля за 3 млн рублей.
Однако CSBI практически не стал торговаться: победителем стал «Центр инновационных решений», снизивший стартовую цену на 75 тысяч рублей. В CSBI свое вялое участие в аукционе объяснили тем, что из-за снижения объемов бюджетного финансирования начальная стоимость контракта и так была меньше по сравнению с 2012 годом, что, по версии компании, могло привести к некачественному исполнению обязательств.
Согласно данным аналитической системы «СПАРК-Интерфакс», единственным собственником ООО «Центр инновационных решений» является физическое лицо – предприниматель Станислав Филатов. Интересы у его компании весьма широкие: как указано на сайте государственного заказа, она выигрывала тендеры на обслуживание гардеробов в ЗАГСах в ряде районов Петербурга, на обслуживание системы вентиляции в областном противотуберкулезном диспансере в Пензе, на техническое содержание уличного освещения в Мценске, а также на разработку стратегии по реализации программы «Русская школа за рубежом» для Федерального агентства по делам СНГ и соотечественников, проживающих за рубежом. Впрочем, есть в ее послужном списке и IT-тендеры – например, контракт на сопровождение автоматизированной информационной системы «Социально-гигиенический мониторинг» для Центра гигиены Удмуртии.
Теперь компания со столь разносторонними интересами будет в течение двух месяцев следить за состоянием СКАТа и улучшать работу городского портала. Отметим, правда, что, как рассказали в комитете по транспорту, у «Центра инновационных решений» осталось четыре дня для заключения контракта, и пока компания не обращалась в ГУ «Организатор перевозок» с предложением подписать его. Однако представитель «Центра инновационных решений» заявил, что фирма отказываться от контракта не намерена и что у нее есть все ресурсы для его выполнения. Тем более что помощь в этом деле, возможно, окажет субподрядчик – крупный поставщик навигационного оборудования «ГЛОНАСС Северо-Запад». Отметим также, что, как обещают в комитете по транспорту, в апреле должен закончиться тестовый режим эксплуатации сайта и он заработает в полную силу. К этому времени, в частности, должен быть решен вопрос с отсутствием трамвайных троллейбусных маршрутов. Кроме того, к апрелю на портале появятся коммерческие маршруты. Остается надеяться, что специалисты по гардеробному обслуживанию из «Центра инновационных решений» справятся с этой задачей.
При этом ожидается, что весной портал и всю систему управления общественным транспортом передадут в ведение комитета по информатизации и связи (КиС): по этой причине, кстати, на аукцион было выставлено право обслуживать СКАТ только в течение двух месяцев. Именно комитету по информатизации, в частности, недавно была передана система слежения за уборочной техникой, которую раньше курировал комитет по благоустройству. И велика вероятность, что доведением портала до ума займется подведомственный этому ведомству ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр»: он сейчас уже занимается тонкостями спутникового наблюдения за тракторами и погрузчиками, получив это право по конкурсу, в котором оказался единственным участником.