Холдинг «ЛЭК», сменивший имя на Л1, вступил в полосу судебных разбирательств. 5 февраля в Калининском районном суде начинаются слушания по выселению дольщика из квартиры в доме на Варшавской, 19, и на подходе еще несколько аналогичных судебных дел. Спорами в судах с физическими лицами Л1 не ограничивается – в Арбитражном суде СПб и ЛО рассматриваются иски к этой компании сразу от трех кредиторов.
Часть дольщиков дома 19, корпус 1, на Варшавской улице неожиданно узнали о том, что они проживают в своих квартирах (полностью оплаченных) абсолютно незаконно. Такого мнения придерживается застройщик, компания «Л1», подавшая иски в суд «об истребовании чужого незаконного имущества посредством выселения». Основанием для подобного требования истец указывает то обстоятельство, что дольщики до сих пор не заключили с застройщиком основной договор.
По версии Л1, основной договор на приобретение недвижимости должен был быть заключен не позже 27 сентября 2009 года – то есть, в течение 180 дней после сдачи дома в эксплуатацию. Но поскольку ответчики этого не сделали, то сейчас предварительный договор утратил свою силу, и никакого права претендовать на заключение основного договора покупатели – к слову, полностью оплатившие свои квартиры – уже не имеют. Ответчик, дольщик дома 19 на Варшавской Иван А., объясняет, что он полностью оплатил стоимость квартиры в строящемся доме еще в 2008 году – по предварительному договору, несколько раз пытался заключить с компанией «Л1» (тогда еще называвшейся холдингом «ЛЭК») основной договор. «Мне каждый раз отвечали, что компания просит подождать окончания регистрации права собственности, и ориентировочно все основные договоры и передача квартир дольщикам будет происходить в конце 2011 года, - рассказывает он. – В июле 2011 года ЛЭК передал мне квартиру, и я сразу же начал оплачивать все коммунальные платежи».
Квартира Ивана была зарегистрирована на ООО «ЛЭК-II» 14 сентября 2011 года, 27 сентября дольщик, по его словам, обратился в компанию для того, чтобы зарегистрировать основной договор и вступить в право собственности. «Однако тут началось самое странное – ЛЭК начал уклоняться от заключения основного договора и требовать внести дополнительные платежи – от 250 тысяч до 500 тысяч рублей», - рассказывает он.
Как уже писала «Фонтанка», с жителей дома 19 на Варшавской улице потребовали уже после окончания строительства внести дополнительные суммы сверх тех, что были указаны в договоре. Оказалось, что при строительстве произошло «отступление от проекта», поэтому увеличился метраж квартир. Столкнулись покупатели и еще с одной неожиданностью – оказывается, балконы, за которые они заплатили, успели стать лоджиями, да еще и с индивидуальным остеклением.
«Мы выплатили за квартиру полную стоимость, а с нас потребовали внести дополнительные 500 000 рублей, – рассказывает покупатель по имени Иван. – Причем никаких письменных распоряжений нам не давали, все разговоры проходили только устно. А когда мы отказались платить, нам пригрозили, что расторгнут с нами договор». «Мы доказали в прокуратуре, что все требования выплат незаконны, и в итоге нас теперь пытаются выселить, - разводит он руками. – То есть, наша победа полностью обесценивается».
С точки зрения юристов, перспективы этого дела довольно туманны. «Если подходить с формальной точки зрения, то позиция компании «Л1» законна – существуют сроки заключения основного договора, которые дольщики пропустили, - комментирует ситуацию старший юрист практики по земельному праву, недвижимости и строительству «Пепеляев Групп» Юрий Халимовский. – Правда, получается, что если компания все это время не возвращала деньги, то она необоснованно обогатилась. Поэтому дольщики могут подать иски с требованием вернуть им внесенные деньги – с процентами по ставке рефинансирования за все прошедшие годы». «И возникает еще вопрос, каким образом ЛЭК передал гражданам квартиры, еще не оформленные в собственность самой компанией, но этим вопросом, скорее всего, застройщик сумеет манкировать», - добавляет он. Поэтому опасения дольщиков, что Л1 создала эффективный инструмент воздействия на покупателей, недовольных качеством строительства, сроками или внезапно увеличившимся метражом, не лишены оснований.
Впрочем, компания «Л1» с успехом выходит и из запутанных разбирательств с юридическими лицами. Банкротный процесс, инициированный ГУП «ТЭК» 7 декабря 2012 года, был прекращен 31 января 2013-го. «Истец подал заявление в суд при отсутствии правовых оснований, - пояснила директор по развитию Л1 Надежда Калашникова. – Долг был погашен нами еще в 2011 году, и мы представили в суд все необходимые документы. В соответствии с законодательством РФ производство по делу прекращено».
У Топливно-энергетического комплекса иная версия событий. «После подачи нами заявления, Л1 срочно погасила основной долг – 1 миллион 800 рублей были выплачены 23 января 2013-го, поэтому мы сочли вопрос закрытым», - пояснили в компании и задумчиво добавили: «Все-таки банкротство – очень эффективный инструмент».
Правда, сообщили в ТЭК, погашенный долг – далеко не единственная задолженность Л1 перед энергетиками. Сейчас в арбитражном суде рассматриваются несколько исков к этой компании о взыскании различных сумм. Но точный размер долга в ТЭК назвать отказались, пояснив, что процессы еще не закончены, хотя пообещали не прибегать к механизму банкротства без крайней необходимости. Кроме энергетиков, с Л1 намерены получить долги и другие кредиторы. Так, на 7 февраля назначено заседание в рамках судебного разбирательства о взыскании 4 миллионов 548 тысяч 48 рублей и 7 копеек – эту сумму пытается получить от застройщика Росбанк. Слушания по еще одному иску этого кредитора – на сумму 366 миллионов 168 тысяч 547 рублей 36 копеек – назначено на 11 марта. 21 февраля будет разбирательство по иску ТСЖ «Ленинский, 111», которое пытается получить от Л1 3,5 миллионов рублей. Правда, ни в одном из этих случаев о банкротстве компании речи пока не идет.
По мнению участников строительного рынка, даже десятки судебных исков не грозят Л1 разорением. Город будет всячески поддерживать бывший ЛЭК на плаву – банкротство этой компании обернется для администрации Петербурга массой сложнейших проблем, поскольку количество обманутых дольщиков в этой ситуации возрастет на порядок, а решать эту проблему придется за счет бюджета – строители не горят энтузиазмом брать на себя чужие грехи. «Я не очень понимаю, как мы можем помочь компенсировать посторонним дольщикам их потери, - ответил корреспонденту «Фонтанки» директор ООО «Проект» Николай Ермаков. – Да, при прежнем губернаторе существовал созданный строителями резервный фонд, с помощью которого пострадавшим дольщикам приобретали квартиры. Но я не очень хорошо понимаю механизм его действия и не вижу, как он сможет работать при новом правительстве». «Могу посоветовать только одно – не ввязываться покупателям в сомнительные схемы приобретения недвижимости», - добавил он.
Елена Алексеева, "Фонтанка.ру"