Очередное громкое уголовное дело возбуждено в Петербурге. Его инициировал Следственный комитет по статье "мошенничество в особо крупном размере" - по факту возведения свайного поля стадиона на Крестовском острове. Правоохранители решили разобраться в том, как были израсходованы деньги на сооружение основы арены, хотя в настоящий момент строители уже вышли «под крышу».
Дела давно минувших дней (а именно траты бюджетных средств 2007 - 2008 годов) выплыли наружу в ходе проверки итоговой сметы по стадиону на Крестовском, которую организовала Счетная палата РФ. Аудиторы и сотрудники УЭБиПК ГУ МВД, напомним, осенью прошлого года решили проверить, почему скандальная стройка подорожала с 6,4 до 43,8 млрд рублей. Анализ документации в итоге привел не только к неутешительным выводам аудиторов, которые были озвучены в январе этого года, но и к уголовному делу, которое по аналогии со знаменитым «трубным» может получить наименование «свайное».
Как стало известно «Фонтанке», дело по статье 159, части 4 (мошенничество в особо крупном размере), было возбуждено 25 января 2013 года Следственным комитетом Петербурга. Правоохранительные органы полагают, что в ходе строительства свайного поля стадиона на Крестовском острове бюджету был нанесен ущерб в сотни миллионов рублей.
По данным следствия, урон казне был нанесен в ходе исполнения контракта, заключенного между Главным управлением специального строительства (ГУ ССТ № 3) Северо-западного Спецстроя России (экс-субподрядчик на стадионе) и ООО «Старый город» в июне 2007 года.
По договору компания «Старый город» обязалась устроить на площадке свайное поле из 11 тысяч буронабивных свай, выполненных по технологии FUNDEX. Такие свайные конструкции, отметим, считаются лучшими для неустойчивых петербургских грунтов. Помимо стадиона они заложены в фундаменты зданий Конституционного суда (в рамках работ по укреплению конструкций), а также делового центра «Невская ратуша». На этих объектах, кстати, тоже работала компания «Старый город».
Другой отличительной особенностью свай, выполненных по технологии FUNDEX, является их цена. Так, за свою работу «Старый город» запросил 962 млн 293 тысячи 835 рублей, что, как полагают следователи, едва ли не вдвое дороже, чем у других участников рынка, предлагающих аналогичные услуги.
Тем не менее Спецстрой такая сумма не смутила. Субподрядчик пообещал своему контрагенту выплачивать ее долями по ходу работ на свайном поле. К сентябрю 2007 года, согласно отчетам строителей, на площадке было устроено 4,5 тысячи свай, в ноябре 2007-го — уже 8 тысяч. В марте 2008-го генеральный подрядчик — компания «Авант» отчиталась перед городскими властями о 100%-ной готовности свайного поля. Согласно актам приема-передачи работ, последний документ по сваям, подписанный сторонами, датируется июнем 2008 года.
Между тем ООО «Старый город» до последнего времени судилось со своим заказчиком — Спецстроем — по поводу этого контракта. 18 января 2012 года Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти принял решение взыскать со Спецстроя в пользу субподрядчика 133,6 млн рублей в качестве оплаты выполненных работ.
В самом Спецстрое кивают на генподрядчика — компанию «Авант». По информации нашего издания, нынешний глава Спецстроя России Григорий Нагинский в начале 2012 года лично обратился в правоохранительные органы с заявлением на скандально известного экс-генподрядчика петербургской арены. Чиновник рассказал, что «Авант» не расплатился с ГУ ССТ № 3 Северо-западного Спецстроя России за проделанные в 2007 - 2008 годах работы на общую сумму свыше 380 млн рублей. Нагинский также указал на существенные нарушения, которые в то же время допускал заказчик стадиона — комитет по строительству. По мнению главы Спецстроя, смета объекта сильно возросла потому, что ведомство позволило генподрядчику вести работы без проектно-сметной документации, которая бы четко диктовала субподрядчикам стоимость тех или иных работ.
Как выяснило следствие, по факту разрешение на строительство свайного поля комитет по строительству оформил подрядчику буквально за два месяца до того, как работы по устройству буронабивных свай были закончены. В связи с этим в материалах проверки упоминается фамилия бывшего заместителя председателя комстроя Станислава Логунова, который в тот момент курировал стройку на Крестовском.
На данный момент следствие полагает, что ущерб, нанесенный казне, составляет 475 млн рублей. Это, по данным правоохранительных органов, разница между реальной ценой построенного свайного поля и ценой контракта, который со своими субподрядчиками заключила компания «Авант».
Впрочем, надо отметить, что доказать этот факт следователям будет не так просто. Как известно, 20 декабря 2008 года, спустя месяц после того, как городские власти расторгли договор с «Авантом», его гендиректор Григорий Фельдман погиб в ДТП. За месяц до смерти он успел подписать мировое соглашение с администрацией, согласно которому ему выплатили 5,4 млрд рублей за проделанные на стадионе работы. Возможно ли будет после стольких лет истребовать часть этих денег, которые, как теперь выясняется, были потрачены впустую, неизвестно.
Так или иначе, материалы расследования Следственный комитет формировал с ноября прошлого года. Как рассказал, выступая в ЗакСе, прокурор Петербурга Сергей Литвиненко, сейчас дело представляет собой многотомный документ. И пока правоохранители квалифицируют его по 159-й статье, 4-й части, УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). Впрочем, не исключено, что в ходе дальнейшего расследования возникнут и другие квалификации в отношении ряда должностных лиц.
Правда, на это, как известно, нужна также и политическая воля. А захотят ли петербургские и федеральные власти так уж подробно выяснять, кто прав, а кто виноват в том, что подорожавшая в несколько раз многострадальная «Зенит-арена» до сих пор не достроена, пока вопрос открытый. А значит, и у возбужденного СК уголовного дела больших перспектив на выход в судебный процесс нет.
Напомним, в отчете Счетной палаты РФ, который аудиторы озвучили в январе 2013 года, отмечалось, что власти неэффективно израсходовали при возведении арены около полумиллиарда рублей. В частности, около 300 млн рублей было пущено на закупку стульев для будущего стадиона в то время, когда стройка была только в самом начале. Сейчас эти кресла, скорее всего, будет невозможно использовать.
Маша Могилевская,
«Фонтанка.ру»