Накануне, 7 февраля, стало известно о том, что петербургские власти отказались от очередного девелоперского проекта — реновации территории Апраксина двора. Хотя уже и раньше было очевидно, что Апрашка не станет такой, какой ее в 2007-м изобразил английский архитектор Крис Уилкинсон. Такая судьба объединяет многие петербургские проекты. «Фонтанка» решила представить, каким бы мог стать наш город, если бы смелые мысли зодчих воплотились в жизнь.
До 2013 года
Если бы инвесторы и архитекторы воплотили хотя бы половину своих амбициозных планов, то петербуржцы сейчас бы жили совсем в другом городе. С множеством атриумов, стеклянных конструкций и небоскребов.
Например, над отмененной Апрашкой к 2013 году должно было бы появиться целое стеклянное облако. Оно, как полагал англичанин Уилкинсон, должно было защитить посетителей офисов и бутиков в квартале от питерской непогоды. На эскизах, которые архитектор представлял городскому жюри в 2008 году, было видно, что в ночное время это облако предполагалось подсвечивать. Однако все это великолепие не преодолело историко-культурной экспертизы, и теперь архитектор может смело положить свой проект в архив.
Атриумное пространство возможностью создать в отдельно взятом месте Петербурга итальянский климат манило и еще одного английского архитектора — Норманна Фостера. Он был автором ушедшего в небытие еще раньше проекта реконструкции «Новой Голландии». Зодчий предлагал построить в центре острова дворец фестивалей, а другие корпуса перестроить под музеи, кафе, рестораны. По замыслу зодчего, под островом также должен был быть проложен тоннель для удобства транспортного сообщения.
Впрочем, девелопер - «СТ Новая Голландия» ограничился сносом пары построек и рытьем огромного котлована. Обещанных 320 млн долларов инвестиций собственник компании бизнесмен Шалва Чигиринский так и не вложил. В 2011 году остров, но уже без проекта Фостера, перешел к еще более известному бизнесмену Роману Абрамовичу.
В подземелье и в высоту
Невзирая на печальный опыт коллег по освоению слабых петербургских грунтов, архитекторы продолжали упорствовать, требуя освоения и подземного пространства Петербурга.
Если бы их труды были снабжены еще и изрядным финансированием, скорее всего, мы бы уже год могли пользоваться невероятной парковкой - торговым центром под площадью Восстания. Согласно проекту, который в 2009 году представляла общественности компания «Адитум», прямо в центре площади, под проезжей частью, должны были появиться три подземных этажа. На одном из них планировали организовать торговый центр, на другом — пешеходную зону, на третьем — паркинг. Впрочем, для исполнения этого амбициозного плана потребовалось бы строительство сразу нескольких стен в грунте — по периметру стройки. Хотя бы для того, чтобы в яму не упали соседние дома. В итоге этот проект был признан слишком затратным — свыше 1 млрд долларов.
А вот в районе Малой Охты инвесторы планировали, напротив, идти ввысь. Самый обсуждаемый проект последнего десятилетия «Охта центр», если бы его не отменили, должны были сдать в 2012 году.
Высотка в 400 метров должна была стать центром комплекса «Газпром нефти» и центром деловой жизни всего города. Инвестиции в проект оценивались в 60 млрд рублей. Но в конце 2010 года Смольный отказался от идеи размещения такого объекта напротив правительственного здания. Небоскребу подыскали другое место — в Приморском районе. Но, разумеется, перемена места привела и к изменениям в проекте. Башня стала выше — до 462 метров, и теперь ждем ее появления к 2016 году.
Проекты театральные
В январе перед взором петербургской публики предстало почти достроенное здание второй сцены Мариинского театра. Строительство продлилось более 10 лет. Хотя театр планировали сдать еще в 2009 году.
Но тогда вид его был бы совсем иным. В архитектурном конкурсе, напомним, изначально выиграла смелая концепция французского зодчего Доминико Перро. Он видел здание Мариинки-2 накрытым золотым куполом сложной геометрической формы. Эта концепция была выбрана в 2003 году. Но через несколько лет была признана технически нереализуемой.
Впрочем, была и другая идея, которая теоретически могла бы воплотиться в жизнь в рамках проекта строительства второй сцены. До Перро свою концепцию строительства предлагал Петербургу американец Эдвин Мосс. В 1997 году он предложил построить здание театра с необычной ломаной крышей из стекла, которая внешне напоминала какой-то нарост. В архитектурном сообществе проект Мосса был назван «мешком для мусора».
Эти концепции в жизнь не воплотились из-за своей излишней смелости и технической сложности, а вот второй «театральный» проект стал жертвой обычной нехватки средств. Речь идет о реконструкции квартала между набережной реки Мойки и улицей Глинки, по соседству с Мариинским театром. Построить в рамках этой территории 220 тысяч кв. метров элитных офисов и жилья планировала шведская компания «Рюрик». К 2011-му проект должен был быть готов. Но в дело вмешался кризис. Шведский девелопер нес одни убытки и в результате отказался от строительства в центре Петербурга. По последней информации, территория должна отойти Консерватории.
Кризис лишил спорта и отдыха
Проблемы с финансированием, которые возникли в 2008-2009 годах, лишили город зоопарка в Юнтолово и жилого квартала на Крестовском острове.
Реализация первого проекта была заморожена городскими властями. В 2009-2010-м на нее просто не было денег. А в 2011-2012-м власти решили, что не будут возобновлять финансирование даже при наличии свободных средств. С тех пор проект примерили и к Фрунзенскому району, и к Удельному парку, и почти перенесли в Ленобласть. Но к итоговому заключению так и не пришли.
Строители говорят, что если бы не кризис, зоопарк мог бы открыть двери уже в 2011 году. Объем инвестиций оценивался в 15 млрд рублей.
В Лету канул и коммерческий проект — реконструкция стадиона «Динамо» на Крестовском острове. Его автором был все тот же Фостер. Девелопером выступал «Евраз Капитал». К 2013 году компания планировала построить жилье в стиле хай-тек за 200 млн долларов.
После 2013 года
Одним из знаковых проектов, который уже не будет реализован в Петербурге, стала концепция застройки «Набережная Европы». В 2016 году на территории бывшего ГИПХа должны были появиться элитные апартаменты и театр танца Бориса Эйфмана. Инвестиции в проект оценивались в 4,5 млрд рублей.
Но в прошлом году стало известно о закрытии проекта в пользу строительства комплекса судебной власти — Высшего арбитражного и Верховного судов РФ. Проект этих зданий пока общественности не представлен.
Еще один жилой проект, но уже значительно дальше от центра, тоже не удержался на девелоперском рынке. К 2020 году, как планировали девелоперы из «Желдорипотеки», на территории за Варшавским вокзалом должны были появиться высотки общей площадью 5,8 млн кв. метров.
Но подготовка проекта встретилась с привычными для петербургских девелоперов трудностями — недовольством общественности (в данном случае защитников Митрофаньевского кладбища) и нехваткой финансирования. Точку в проекте поставили власти. В конце прошлого года они закрыли инвестпроект в связи с истечением срока.
Имя другим проектам, которые так и остались на бумаге, миллион. К примеру, в Петербурге мог быть реализован и проект, сравнимый со статуей свободы в Нью-Йорке или спасителя в Рио-де-Жанейро. В 2009 году градостроительный совет города одобрил концепцию строительства в Финском заливе рядом с Кронштадтом 70-метровой статуи Андрея Первозванного. Вместе с постаментом колосс должен был вознестись на высоту 100-110 метров. Как сообщала «Фонтанка», памятник, который должен был встречать корабли, приходящие в Петербург, поддерживал «Морской фонд» и фонд Андрея Первозванного, возглавляемый президентом ОЖД Владимиром Якуниным. Но с тех пор как проект получил одобрение, о нем ничего не было слышно.
Маша Могилевская,
«Фонтанка.ру»