В минувшем году количество проводимых через небанковские платежные терминалы операций снизилось на 7 процентов – граждане стали чаще обращаться в банки и к «электронным кошелькам». Исследования российского рынка платежных терминалов представило компания J’son & Partners Consulting.
На долю всех терминалов приходится чуть больше половины (51 процентов) от общего оборота рынка электронных платежных систем, который оценивается в 1,8 млрд рублей. Эта доля и количество проводимых транзакций продолжает снижаться, причем в первую очередь за счет так называемых небанковских терминалов, основными владельцами которых являются сети QIWI, CyberPlat и ElecsNet. «Это связано с увеличением доли переводов как в сторону «электронных кошельков», так и систем денежных переводов («Юнистрим», «Контакт», «Золотая Корона» и пр.), что ведет к увеличению размера одной транзакции», – отмечается в исследованиях.
Чаще всего такими терминалами сейчас пользуются для оплаты услуг мобильной связи. Также эксперты предсказывают снижение комиссий, взимаемых за перевод: в течение последних пяти лет средняя ставка выросла с 5,6 до 6,3 процента, но к 2017 году может снизиться до 6 процентов.
Совсем иная ситуация на рынке банковских терминалов, общее число которых в Северной столице оценивается в 3,3 тысячи аппаратов. Основными игроками в этой области выступают Сбербанк, «Океан Банк», Промсвязьбанк, «Московский Кредитный Банк» и «Русский Стандарт». В минувшем году они увеличили обороты и количество проводимых транзакций, но конкуренция также вынудила финансистов снижать комиссии.
«В России по итогам 2012 года платежные терминалы являются самым популярным методом проведения электронных платежей», – констатируют в J’son & Partners Consulting. – Благодаря конкуренции к 2017 году прогнозируется уменьшение комиссии за транзакцию, снижение количества операций на рынке небанковских терминалов и стагнация на рынке банковских, а также замедление темпов роста оборота.