Псковский вице-губернатор Максим Жаворонков, отвечающий за кадры на госслужбе, согласился пообщаться с «Фонтанкой» при условии, что его мысли мы опубликуем без купюр. Редакция согласилась. Жаворонков поделился впечатлениями об информационном фоне вокруг смерти Максима, усыновленного гражданами США. Наверняка он согласовал свои эмоции с губернатором Андрей Турчаком. Тем не менее, это очень редкий случай.
Оказывается, можно и мне про информационную кампанейщину вокруг смерти Максима Кузьмина. Полное ощущение, что мы живем в двух мирах, один виртуальный и яркий, другой земной и обыденный. Земной и обыденный мир дает поводы для ярких всплесков в мире виртуальном, всплески в мире виртуальном отражаются в мире повседневном, иногда делая его лучше, а иногда калеча людей, разрушая создаваемое годами. Воюют миры. И война проходит где-то в головах. Мне иногда кажется, что в столичных великосветских тусовках победу давно празднует виртуальный мир, давно подчинивший своим законам реальность. В результате оказывается, что медийное пространство и реальность - это совсем про разное, и вообще с разных планет. Только на другой нет доброго Маленького Принца.
Усыновление детей в реальности - скучное, мало кому интересное и хлопотное дело. Вот единовременные 500 тысяч рублей усыновителям в Псковской области из местного бюджета - сидим, считаем. Вот выносим на рассмотрение депутатов, на комитеты областного собрания, вот принимаем закон, вот контролируем, вот первые выплаты… Долго.
Вот общественники пишут заявку на получение гранта, вот они договариваются с детскими домами, вот собирают первый раз выпускников детдомов, вот конкурсная комиссия рассматривает, финуправление требует дополнительные документы, вот первые встречи... Ничего интересного.
Вот проект Детской Деревни-SOS, где в семьях живут дети-сироты, вот смета, вот нормативная база, стройка, поиск мам для будущих семей. Ничего особенного, зеваем.
И так во всем. Сегодня около 3000 детей-сирот в Псковской области. Более двух тысяч из них - в российских семьях. Меньше трети из них - в государственных учреждениях.
Текучка: попечительские советы, пригласить детей на новогоднее представление, благотворительные акции. Проверить сигнал, успеть спасти ребенка из собачей будки или от пьяного угара так называемых родителей. Не ошибиться с усыновителями, опекунами. Все это долго.
И крайне ответственно. Казалось бы, за этой медленной и растянутой во времени работой - впервые за много лет: количество российских усыновителей в Псковской области уже больше иностранных, до всех скандалов и законов.
Но случилось несчастье. И на смерти ребенка, Царствие ему небесное, начинается, нет, не информационная кампания, начинается креатив по поводу того, как темку оживить, продлить и сделать максимально яркой в другом, виртуальном мире. Главное в этом креативе соблюсти неписанное правило: чиновники - злодеи, общество - истинно гуманно, всё знает и всё понимает.
И не надо разбираться в вопросе, не надо вникать, а надо пользоваться моментом.
Вчера на федеральном канале в ток-шоу - один, уже седой и никогда не имевший своего ребенка, описывает цинизм аморальной власти. Не упускать же случай: сегодня ребенок, завтра другой повод найдется. Записной эксперт. Другая дама, меняя смысл сказанного до неузнаваемости, пишет о страдающих детях, которым решением губернатора Псковской области запрещено иметь надежду на усыновление, так как «за одного сироту в заложники берут других».
Третьи делают ход конем и вытаскивают на свет эфира мамашу, которая бросила собственных детей, ни разу их не навестила за два года, но которая уже готова выехать в московскую телестудию вместе с очередным сожителем. Мамочка эта такая же «несчастная» как и «обманутая бабушка Димы Яковлева». Мало ли что говорят соседи, может, их тоже коварные чиновники подговорили, зато какой поворот, развитие сюжета: оказывается рейдеры из опеки разлучили мать и детей. И ведь если б не дикий случай в поезде Москва-Псков, когда эту «ангельскую маму» вместе с сожителем сняли с поезда за пьяный дебош практически сразу после съемок передачи, все так и осталось бы на своих местах: рейдеры-чиновники и объективные журналисты.
Не надо думать, разбираться, выяснять, надо придумать ход, надо сказать «госпоже чиновнице» на всю страну, что ей наверняка занесли и... забыть, занявшись новой темой.
Ведь виртуальный мир и медиа-технологии не терпят долгой суеты.
А наша коллега, про которую все всё поняли с экранов и которой все всё смело и демократично высказали в московской студии, вернется домой, в реальный мир и снова, без всякого внимания продвинутой общественности будет заниматься попечительскими советами в детских домах, SOS-мамами, рассмотрением заявлений об усыновлении, и принимать решения о чьих-то судьбах. Ведь в реальном мире, в повседневных заботах, детей не поменяешь на свежий скандал.
Как бы вам объяснить... Где то есть люди, для которых есть день и есть ночь. Хоть Цою поверьте, он же из Питера.
Вице-губернатор Псковской области
Максим Жаворонков для «Фонтанки.ру»
P.S.
Скорее всего Максим Жаворонков корректно намекает на ток-шоу "Прямой эфир", прошедшее на телеканале "Россия 1" 22 февраля.