Подписи бабушки и дедушки Димы Яковлева на документах об отказе от опеки над мальчиком были настоящими. К таким выводам пришла почерковедческая экспертиза Следственного комитета России. О якобы произошедшем подлоге поспешили заговорить за день до принятия Госдумой «антимагнитского» закона. СКР продолжает разбираться в обстоятельствах, в которых ребенок был отправлен за границу.
Бабушка и дедушка погибшего в Америке сироты Димы Яковлева хотели взять мальчика к себе, но чиновники сделали все, чтобы ребенок не остался в России. Подписи родственников под отказом от отпеки были поддельными. Информация об этом распространилась в российских СМИ 27 декабря, за день до принятия «антимагнитского» закона. На ее волне депутаты одобрили документ, запрещающий американцам брать к себе в семьи российских детей.
Источником сведений стал «Твиттер» детского омбудсмена Павла Астахова – именно на него ссылались информационные ленты. «Подделана подпись об отказе бабушки З. Ю. Яковлевой от опеки над Димой. К тому же бабушка слепая и не могла ничего подписать», — отметил чиновник. Астахов также добавил, что американские усыновители познакомились с Димой Яковлевым за два месяца до признания его сиротой. Эти данные, по его словам, были получены в результате независимого расследования, проведенного представителем уполномоченного в Псковской области.
27 декабря Следственный комитет объявил, что начал проверку по фактам нарушений, допущенных во время усыновления Яковлева в 2008 году, в Псковскую область отправилась группа следователей. В распоряжении «Фонтанки» оказались первые документы, касающиеся этого дела.
Как на правах анонимности сообщил источник, близкий к проверке, 5 февраля была завершена почерковедческая экспертиза. Ее выполнил специалист Главного управления криминалистики СКР. В результате были сделаны выводы: подписи Зинаиды Яковлевой (бабушка) и Бориса Яковлева (дедушка) на заявлении об отказе оформить опеку над Димой Яковлевым 31 октября 2006 года были выполнены ими самими. Для исследования применялось стандартное оборудование: видеоспектральный компаратор, микроскоп, криминалистическая лупа.
Павел Астахов, который сейчас находится в инспекционной поездке по Удмуртии, комментариев «Фонтанке» по поводу двойственной ситуации с подписями предоставить не смог. Зато в его пресс-службе на наш вопрос ответили неожиданно: «Устанавливать идентичность почерков входит в обязанности следственных органов, а не уполномоченного».
До аппарата детского омбудсмена в Псковской области, который проводил независимое расследование, дозвониться оказалось невозможным. Городского номера у чиновника нет, так как не имеется офиса, свой мобильный он предпочитает не распространять. На письмо же «Фонтанки» по электронной почте, где мы просили его пояснить, откуда взялась информация о подделке, Дмитрий Шахов не ответил.
Заметим, что объявленная Следственным комитетом проверка пока не окончена, и действительность росписей Зинаиды и Бориса Яковлевых, конечно, не говорит о том, что в процессе усыновления не было допущено других нарушений. Сотрудники Псковской областной прокуратуры, кроме того, изучают обстоятельства, в которых страну покинул младший брат Димы Яковлева Сережа. Его усыновила семейная пара из Израиля.
Софья Вертипорох,
«Фонтанка.ру»